ЖУРНАЛ ХАКЕР

Осторожно, телемозгососы!

Донор (lehun@mail.ru)

Спецвыпуск Xakep, номер #008, стр. 008-046-1


Привет! Я чувствую, ты уже шаришь глазами по этой странице в поисках нового способа хитро кого-нибудь поиметь. А тем временем тебя самого (саму) ежедневно, по несколько часов беззастенчиво имеют, используя самые современные НЛП-технологии. Взгляни в телевизор: "Би-ииии плю-ююю-ссс! 0,00001 уёв в секунду-ууу!" (не считая цены и налогов, а также сбора на нужды толстосумчатых тушканчиков), - вещает диктор на фоне вращающейся оранжево-фиолетовой спирали. Да, реклама! Это не просто надоедливый приставала, это враг твоих мозгов.

Why?

Всему виной дензнаки, a точнее - непомерная к ним любовь. Изначально фишка рекламы была в том, чтобы проинформировать будущего юзера товара о том, что такой есть. Без рекламы продавец и покупатель просто не встретились бы. Потом реклама стала орудием конкурентной борьбы: фирмачи придумывали разные оригинальные фичи, которые выгодно отличали их товар от других подобных. Появились всякие "необычные порошки", "суперпасты для зубов", "термоядерные лаки для волос". В принципе это было даже неплохо, так как конкуренция стимулировала прогресс. Но однажды какой-то хитропопый перец решил, что реклама должна не просто убедить лопоухого покупателя купить нужную вещь именно у этой фирмы, а заставить его покупать чаще и больше. Ну и не просто сказать, что только данная фирма продаст качественный товар, а забить эту марку ему в подсознание, да поглубже. Получается этакий биоробот: ему только сказали волшебное слово "СУПЕРФИРМА", а у него уже в районе кармана все набухло, и рука туда сама тянется. 8)

А как они это делают?

Современная реклама делается не на коленке: сценарий рекламного ролика или плаката разрабатывается спецами (психологами и социологами) на основе дорогостоящих исследований и только затем воплощается художниками и дизайнерами. Здесь имеет значение все: цветовая гамма, видеоряд, композиция, музыкальное сопровождение, текст, голос диктора и многое другое. Давай заценим типичные приемы (так называемые паттерны) рекламистов.

Спирали и расходящиеся круги

Вращающаяся спираль - один из древнейших способов введения человека в транс. Не все люди восприимчивы, но на некоторых это действует. Просто клинический пример такой рекламы - ролики "Би-Лайн". По центру спирали надпись "Би+", за кадром диктор: "ТОЛЬКО в Би-Лайн цена минуты 18 центов". Аналогично "МТС" использует быстро расходящиеся круги. Вот такой грубый гипноз. А если учесть, что подобной рекламой неожиданно прерывают интересный фильм или передачу, причем делают это систематически, то ничего удивительного, что для большинства потребителей выбор оператора связи происходит как-то неосознанно. Хочу "МТС" - и все!

Тоннель

Паттерн тоннеля встречается в рекламе очень часто. Зритель в течение нескольких секунд как бы проходит созданный с помощью эффектов тоннель, в конце которого перед ним предстает рекламируемый товар. Есть такой скринсейвер, который эмулирует движение по вращающемуся 3D-тоннелю. Посмотри на экран какое-то время, и тебя посетят легкие глюки: ты почувствуешь, что тебя затягивает в экран, закружится голова. В таком состоянии мозг плохо оценивает происходящее, и его можно закодить на покупку параллельно наложенным на видеоряд дикторским текстом. Также есть теория, что этот паттерн ассоциируется у человека с рождением (прохождением родового тоннеля), светом, первым вздохом, жизнью или полетом души через тоннель к свету (Богу). Мол, харе, жвачка! Аллилуйя, шоколадка!

Содержание  Вперед на стр. 008-046-2