ЖУРНАЛ ХАКЕР

Искусственный интеллект: SkyNet или Пикачу

Спецвыпуск Xakep, номер #011, стр. 011-065-2


1. Имитация деятельности разумных существ

Романтическая мечта поиметь толкового электронного друга (или подругу =)) носится в беспокойных умах уже не один десяток лет. Да сам вспомни - почти в каждом фантастическом фильме 70-х - 80-х годов имеет место дуэт: "гениальный ученый и его разумный компьютер". Однако на сегодняшний день реализация подобного AI еще очень далека от совершенства: обычно это либо тупая диалоговая программа, которая более-менее сносно беседу поддержать не может, либо заскриптованные персонажи вроде Creature'овских норнов. Предельным достижением в области "болталок" пока является израильский компьютер HAL, имитирующий маленького ребенка. Для пополнения словарного запаса компа ему целыми днями читают сказки, и он иногда даже улавливает тему разговора (то есть на вопрос "В чем смысл жизни?" он не ответит "Да ну что ты, вчера гораздо жарче было!", как частенько любят делать остальные его собратья). В общем, прогресс налицо. ХХI век, блин! В случае же с норнами (бегающими, прыгающими и совокупляющимися) об AI говорить тоже весьма сомнительно: это, скорее, набор запрограммированных реакций (инстинктов), чем разумная деятельность. Ну, сам ты своих q2-ботов интеллектуальными назвал бы? Вот и я про то же =).

2. Электронные математики

Это один из самых первых представителей псевдо-AI. В прошлом веке компьютеры обычно воспринимались исключительно как электронно-вычислительные машины и юзались соответственно. То есть теорему там доказать или пару лемм вывести - вот он, предел их мечтаний. Поэтому и был создан специальный софт, занимающийся подобными проблемами и сильно косящий под искусственный интеллект. Теоремы математического анализа такие проги, конечно, довольно фигово доказывают, а вот что-нибудь из теории чисел или матлогики - запросто. Были случаи, когда программа самостоятельно выводила до 200 лемм из одной, ею же доказанной, теоремы. Тут уж любой скептик засомневается в ее неразумности.

3. Распознавание речи/изображения

Наиболее быстро развивающаяся область. Ну, тут понятно: вояки усердствуют (надо же со спутника разглядеть, какими ты презервативами пользуешься), да и коммерческий успех подобных продуктов довольно высок. Интеллектуальность в следующем: во-первых, подобные программы умеют обучаться (ну, там, под речь хозяина адаптироваться, новые слова узнавать и т.д.). Во-вторых, явно уж это очень интеллектуальное занятие - образы распознавать. А в-третьих - не знает никто, что еще в третьих :-).

4. Игровые программы (шашки, шахматы, реверси и т.д.)

Здесь вообще непонятно, на каком основании представителей подобных игрунов считают искусственным интеллектом. Идея дешевая: банальный бэктрекинг, перебор вариантов с определенным элементом случайности. Так что тут по большей части психологический эффект - если человек с кем-то играет в шахматы, то этот кто-то наверняка обладает интеллектом.

5. Системы на базе нейронных сетей

Вот здесь да, респект. Вероятно, единственно возможный путь для создания искусственного интеллекта, поскольку нейронная сеть - наиболее близкая (хотя и очень примитивная) модель мозга человека. Основу ее составляют простые (и обычно однотипные) элементы, имитирующие работу нейронов головного мозга человека. По-нашему, по-крестьянски технологию обучения такой схемы можно объяснить так: на вход подается сигнал, схема дает что-то на выходе. Мы фиксируем понравившиеся нам ответы (например, на вопрос "Быть или не быть?" она ответила "По фигу!") и таким образом формируем ее "личность".

Назад на стр. 011-065-1  Содержание  Вперед на стр. 011-065-3