HARD-FAQ

Спецвыпуск Xakep, номер #012, стр. 012-113-7


Это случайно не 3D-ускоритель?

Совершенно случайно, нет. Видюха - не обязательно ускоритель, иногда она - тормозитель :). Это если у нее видеопамяти мало. Ну, так вот. Видеокарта просто выводит изображение на экран, а 3D-ускоритель (акселератор, аксель) - это специальная примочка для обработки трехмерной графики (Quake видел когда-нибудь? Там все такие квадратные, потому что трехмерные). Просто современные аксель и видюха реализованы на одной плате (или вообще в одном чипе), поэтому весь девайс для удобства называют ускорителем. Первые 3D-ускорители работали параллельно с видюхами, занимали лишний разъем и гнали данные на видеокарту через внешний кабель, а следовательно, тратили много лишнего времени. Вот их и скрестили.

У меня на видюхе нет кулера. Могут ли из-за этого быть глюки?

Могут, особенно если видюха от супер-производителя "Noname". У меня Riva TNT от Creative за целый год не показала ни одного глюка, хотя на проце стоит только радиатор. Некоторые косоглазые и косорукие производители "Noname" намеренно не ставят ни кулер, ни радиатор, чтобы сэкономить деньги. В этом случае проблемы могут возникнуть при первом же перегреве, поэтому не советую долго играть в Кваку. Так что у тебя есть два выхода: купить новую видюху с вентилем и переплатить за нее 50-100 деревянных или купить за те же бабки кулерный блок для видюхи. Хотя есть еще способ для Раком Феллеров: купить корпус с водяным охлаждением. Бабок стоит нехилых - зато, надежно, как танк.

Что такое DirectDraw и OpenGL?

Это такие 3D-интерфейсы, которые в муках борьбы за власть между M$, 3Dfx и Nvidia, наконец, окончательно утвердились на рынке 3D акселей. Оба этих фейсов есть набор библиотек, которые посредничают между кодером и 3D инструкциям, зашитыми в чип акселя. С использованием этих библиотек кодеры пишут свои проги, в основном, игры. Поэтому, чтобы не было траблов, ускоритель должен поддерживать оба интерфейса. А то вместо гамы, получишь большой кукиш.

У меня видюха с 1 метром памяти. Почему я не могу установить разрешение больше 800х600 и 16 бит цвета?

Потому, что у тебя памяти слишком мало для хранения буфера изображения. Большие буфера в тою память не влезают, понимаешь! Давай посчитаем: у тебя разрешение 800х600. Если перемножить эти числа то получишь количество точек на всем экране (480000). Теперь умножаем на 2, потому что при 16 битном цвете для хранения каждой точки в буфере нужно 2 байта, получаем 960000. У тебя всего 1000000 байт памяти, т.е. ты почти израсходовал всю память. Больше ты поставить не сможешь. Если ты хочешь увидеть разрешение 1024х800 при 16 бит цвете тебе понадобится чуть больше 1,5 Мб памяти на видюхе. Вот и вся любовь.

Зачем на видюхах ставят по 16, 32 или даже 64 мега памяти, ведь даже под самое большое разрешение достаточно 4-х?

А это для "новых хацкеров". Чиста, пацаны тоже не используют 6-литровый движок своих "Мерсов" полностью, но это канкретна понтово. Во! А если серьезно, то для простой видюхи 4 метра - потолок. Но если она умеет просчитывать 3D-графику, то тут уж памяти, как и денег, много не бывает. В свободной памяти хранится текстуры, которые потом будут накладываться на 3D поверхность. Конечно же, текстуры не единственное, что там находится, но это самое основное и самое тяжелое. Если памяти не будет хватать, то придется использовать оперативку, а это значит - лишняя нагрузка на шину AGP, тормоззза и еще одна табуретка в твоем мониторе.

Назад на стр. 012-113-6  Содержание  Вперед на стр. 012-113-8