"DIVX ;)". БЫЛ, ЕСТЬ И БУДЕТ ЕСТЬ!

Спецвыпуск Xakep, номер #017, стр. 017-018-3


ММ4

Понятно, что практически нет фильмов, включающих только быстрые или только медленные сцены. Возникла идея чередовать кодеки при кодировании разных частей фильма - медленные сцены с помощью LM, а быстрые с помощью FM, благо, что декодер для обоих кодеров один. Технология получила название "Mixed MPEG-4" (MM4), или смешанное кодирование.

Кодирование усложнялось - нужно было полностью дважды закодировать фильм обоими кодеками, а затем, с помощью специально написанных для этого программ, автоматически или вручную, выбрать медленные и быстрые сцены из обоих файлов и "смешать" их в один файл. Вариант имел два ограничения - закодированные разными кодеками файлы можно резать только по КК, так как в ДК нет полной информации о картинке, там записан только некий сдвиг, отличный от предыдущего кадра, и, порезав фрагмент по ДК, мы получим некий абстрактный "мазок". Это предусматривает большинство программ для "нарезки" фрагментов и не позволяет резать по ДК. Второе ограничение - оба фильма должны быть идентичными по параметрам видео: размер и частота кадров, которые можно случайно изменить, если на фильм при кодировании накладывались различные фильтры - обрезка кадра, шторки, изменение размера кадра или частоты кадров. Не допускается расхождение в размерах даже в 1 пиксель!

Сначала микширование ММ4 происходило вручную - фильмы, пожатые разными кодеками, просматривались в какой-то программе (скажем, "Virtual Dub"), сравнивались и выискивались фрагменты, лучше пожатые одним из кодеков, составлялась таблица КК, по которой затем нарезался из двух разных вариантов целый фильм. После этого накладывался звук. Надо сказать, что не всегда в ММ4 применяется кодирование именно двумя разными вариантами кодека (LM и FM). Иной раз можно получить гораздо лучшее качество фильма, если закодировать фильм одним кодеком (скажем, LM), но с разными битрейтами: для быстрых сцен поток повыше, чтобы ДК могли включать максимум изменений без пропуска кадров, а для медленных сцен - поток пониже, так как ровные фоны и слабые сдвиги LM сжимает намного лучше, оставляя при этом превосходное качество картинки.

Через некоторое время, в ноябре 2000, появились программы, которые позволили автоматизировать процесс ММ4, задав установки либо для получения минимального размера файла для фильма, либо, наоборот, - максимального качества. Некоторые из них позволяли проследить процесс вручную. Это были китайская программа "MakeFilm TNG" (by MI-CHI) и немецкая "Project DivX" (by Joern Thiemann). Зацени их фейс на рисунке 4.

Немецкий "Project DivX" был более наглядным (можно видеть рядом на экране оба варианта фильма), содержал автоматику (через обработку статистики кадров фильма в таблице "Oracle" с последующим сравнением на качество с оригиналом), позволял проделать процесс вручную (никакая автоматика не заменит субъективный взгляд человека на значимость артефактов), а также имел возможность локализации (отдельно лежал текстовый файл сообщений программы). Прожект позволял задать желаемый размер конечного файла для автоматической выборки, что было немаловажно для тех, кто хотел вписаться в размер CD, и предсказывал размер результирующего файла при ручной выборке. В результате "Project" прожил немного дольше, чем "MakeFilm". Оба проекта вышли первый и последний раз в конце ноября и авторами, похоже, больше не поддерживались.

Назад на стр. 017-018-2  Содержание  Вперед на стр. 017-018-4