ПРОГУЛКА ЗА ПИРОЖНЫМИ

Midi (midi@mail.ru)

Спецвыпуск Xakep, номер #025, стр. 025-100-1


Толкает ли вас на сумасшествие лирика Децла? (вопрос № 11.7 бланк "Д" Всероссийской переписи населения)

СЕМЬ НОТ ИЛИ РЫЧАГИ?

Все музыкальные проги можно условно разделить на два типа: ди-джейский пульт и нотостан. В первом случае ты дергаешь нарисованные рычаги, крутишь ручки и извлекаешь модные звуки, часто методом научного втыка. По отношению к прогам второго типа у рядовых юзверей изначально сложилось недоверчивое отношение: типа это и непонятно, и устарело, и вообще крутым мэнам не в кайф. Ну, да отправим подобных мэнов колбаситься под очередной тумс-тумс (на этом их потенциальная принадлежность к музыке заканчивается), а сами обратимся к фибрам душевным. Сейчас я постараюсь тебе доказать, что облечь эти самые фибры в достаточно привлекательный музик посредством семи нот и компа - як два пальца об асфальт.

ЧЕМ ЗАТАРИТЬСЯ?

Все, что нужно, - программный секвенсер Cakewalk Music Ctreator 2002, компешник с процем не ниже второго пня (хотя опыт показывает, что не тот он монстр, чтобы и на первом не пахать), ну и более-менее нормальная звуковуха. Под нормальной звуковухой я понимаю что-то, начиная от Живого Бластера или на базе последнего Vortex'а. Со встроенной пищалкой лучше не связываться, так как ее фиг настроишь. Ну, а про качество звука (audio & midi) дешевых (читай: старых) карт ты, я думаю, и так все знаешь не хуже меня.

SO LET`S BEGIN!

Запускаем Cakewalk и выбираем создание нового, нормального (normal) проекта. И что мы видим на картине: слева четыре дорожки, помеченные audio и midi, сверху - куча цифирей и разноприятных значков. Рассмотрим их по порядку. Итак - первой по списку панель видов. Нужна она для того, чтобы ты мог выбрать себе тот вид записи нот, к которому у тебя больше лежит душа. С помощью двух из них - виртуального пианино и нотного стана - можно в real-time писать музыку, с помощью двух других - списка событий и создания цикла - ее редактировать. Редактировать нам пока нечего, так что начнем с писанины. Мне, как выпускнику среднестатистической музыкальной школы (в далеком, темном прошлом, времен первоначального накопления капитала :)), разумеется, милее и ближе родной вид пяти линеек и скрипичного ключа, так что переходим в нотостан. Если ты сечешь в нотах, то дальше тебе будет интуитивно понятно, что делать, а вот если нет, придется провести небольшой урок нотной грамотности.

ЧУТОК МУЖИКАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ

Типа, впитывай: музыкальная азбука состоит наполовину из математики (Rulez! :)) и наполовину из итальянских заморочек (Suxx! :() - объяснять буду только математику. Любая мелодия состоит из семи нот (до-ре-ми-фасоль...fuck... фа-соль-ля-си), эта семеричная система счисления идет с самого низу нотостана и, группируя каждые новые семь нот в октавы, доходит до самого верха. Соответственно звук меняется с низкого (Шаляпин) до самого высокого (Витас и соседская кошка). Но весь фраг в том, что ноты не так очевидно чередуются между собой - они еще и раскладываются по тонам. Тон - это единица расстояния между нотами (бывает разное) - на нотном листе это дело записывается с помощью диезов (# или sharp - повышение на полтона) и бемолей (b или flat - понижение на полтона). Есть еще дубль диезы (x или double sharp - повышение на два полутона, то есть один тон), но на практике они встречаются очень редко.

Содержание  Вперед на стр. 025-100-2