Издательский дом ООО "Гейм Лэнд"СПЕЦВЫПУСК ЖУРНАЛА ХАКЕР #27, ФЕВРАЛЬ 2003 г.

ГОНИМ ЗОЛОТУЮ ВОЛНУ: редактируем звук

Midi (midi@mail.ru)

Спецвыпуск Xakep, номер #027, стр. 027-100-2


ПРИЧИНДАЛЫ

Переходим к настоящим хирургическим инструментам. Позолоченные скальпели, сверкающая циркулярная пила, червленое сверло лоботомической дрели... Первым в списке значится мой любимый Доплер. Ты наверняка слышал об эффекте Доплера - его ты можешь, так сказать, наблюдать, когда мимо тебя на полной скорости проносится твой сосед Гогия в блестящем джипе. За тот отрезок времени, пока горячий джигит выжимает педаль газа, звук рычания джипа динамически изменяется относительно тебя. Как раз эту динамику и определяет эффект Доплера, в данном случае - применительно к выбранному отрезку мелодии. В менюхе Доплера находится несколько установленных по умолчанию значений огибающей, которая задает динамику звука. Самым интересным пунктом здесь, на мой взгляд, является Vibrato. Правой кнопкой крысы удаляем пару первых верхних и нижних точек, дабы запускать вибрацию постепенно, и жмем O`k. Что у нас получилось? Правильно, сирена:). Просто поразительно, как из духового концертного вступления можно получить банальный ментовский матюгальник.

Echo благополучно пропускаем - эхо оно и в Африке (читай: фонографе) эхо. Change также счастливо минуем - эта хрень зачем-то меняет местами правый и левый стереоканалы, в чем я особого смысла не вижу. Сразу переходим к более интересным штукам.

ВИНИЛОВЫЙ ДЖО

Знаешь, в чем прелесть старых кассетных магнитофонов? Они "тянут". Не лямку, конечно, но люди старше тридцати прекрасно помнят связанное с этим явлением волшебное слово "пасек". Лично мне это "пчелиное" понятие абсолютно ничего не говорит - полагаю, что его функцию здесь выполняет Flange. Сия фигня оперирует задержками, громкостью звука и прочей лабудой, чтобы ты мог имитировать, скажем, заезженную пластинку. Впрочем Flange не так уж и прост. Самое замечательное в нем это то, что он умеет микшировать низкие и высокие частоты. В Presets ты можешь наблюдать заранее приготовленные для тебя добрыми дядями суповые наборы параметров. Самым интересным здесь я считаю "Alien" - имитацию общепринятых представлений о музыке в старых фантастических фильмах. Основным значением, делающим погоду в этом эффекте, является Mix Volume - поставь его на нуль и получишь практически исходную композицию.

Mechanize - любимый инструмент всех начинающих Робокопов, сообщающих по телефону о минировании родной школы. Посредством этого эффекта мне удалось сделать достаточно реалистичный (применительно к фантастике) сэмпл, в точности повторяющий интонацию ED-209 из Робота-полицейского (ну, вы помните: "...You've got twenty seconds to comply!..").

Pitch - Очень полезная хреновина. Как человек, любящий хвастаться своим музыкальным образованием, спешу сообщить, что Pitch имеет прямое отношение к нотам, гаммам и октавам. Эта функция ГолдВейва повышает или понижает любой звук так, как это делают с нотами Midi-редакторы. И хотя Заратустра у нас вовсе не мидишный, а в MP3, смею утверждать, что и в этом случае изменить его тональность по всем правилам музыкальной школы - раз плюнуть. Сделать это можно двумя путями: на автомате и вручную. Автомат, в данном случае, это Scale. Если задаешь ему значение 0,5, то звукоряд упадет вниз на одну октаву - как видишь, здесь все просто. Для любителей же изврата в Pitch предусмотрена ручная коробка передач, а именно: Semitone и Fine Tune. Semitone двигает полутона в твоем музоне, то есть если бы у нас вместо Заратустры была только одна нота (b) ля, то Semitone на двойке сделал бы из нее си (одна нота - два полутона). Fine Tune же пытается смягчить переход между полутонами, а если конкретнее, то значение 50 сделает из bla - bla-диез. Вообще, его значения можно изменять от 0 до 99, так что, сам понимаешь, в музыкальной грамоте такая диезистость просто не может быть расписана - знаков на такой разброс просто еще не придумано. Да, и еще одна хрень: когда ты повышаешь/понижаешь тональность музыкального произведения, оно становится подобно виниловой пластинке, где повышение или понижение звука достигается путем соответствующего изменения в скорости прокрутки диска. Дабы длительность нашего нордического произведения не изменилась - ставь флажок на Preserve length. Алгоритм этой штуки работает так, что чем выше значения FTT size и Overlap, тем ближе к правильному соотношению звуков в новой тональности и прежней длительности произведения будет результат Pitch-а, но и тем дольше будут вестись расчеты. Оптимальное соотношение, конечно же, для каждого компа свое, но разработчики указывают на 9-11 для FTT size и 88 для Overlap.

Назад на стр. 027-100-1  Содержание  Вперед на стр. 027-100-3