Издательский дом ООО "Гейм Лэнд"СПЕЦВЫПУСК ЖУРНАЛА ХАКЕР #31, ИЮНЬ 2003 г.

МУЗОН И WINDOWS: чтобы скучно не было

Леха ББ aka Alexys

Спецвыпуск Xakep, номер #031, стр. 031-068-1


(alex-sun@mtu.ru)

Просто сидеть втихаря перед компом - очень скучное занятие. Даже если комп у тебя супер-пупер навороченный. Намного приятнее, когда из колоночек раздается приятная для слуха и подходящая под настроение музыка, ради которой не придется пихать в сидюк очередной диск. Вот еще глупости - сидюк забивать! Можно, конечно, рядышком поставить магнитофон и постоянно совать туда кассеты или диски, но это как-то попсово и неудобно. Оставим это для чайников. Настоящие любители музыки были просто на седьмом небе от счастья после появления формата mp3 (MPEG LAYER 3) и хардов больших размеров, которые позволили держать всегда под рукой большую коллекцию музыки.

MPEG LAYER 3

Именно так называется полностью полюбившийся многим формат mp3. Повсюду продается такое количество mp3-дисков, что иной раз думаешь, а покупает ли до сих пор кто-нибудь обычные аудиодиски? Я тебе отвечу, что покупают. Бесспорно, намного дешевле купить mp3-шник с кучей альбомов исполнителя, чем вместо этого разорять кошелек на 5 или более дисков. Но если бы музон на таких дисках всегда звучал бы хорошо... Часто бывает, что качество звука оставляет желать лучшего. И вот почему. MP3 - формат сжатия аудиоинформации. Несжатый пятиминутный трек с частотой дискретизации 44.1 кГц (как на CD) будет занимать порядка 45 метров. Немного накладно под музон столько места отводить, особенно тем, у кого харды не резиновые. А качать такой музон в Инете по диалапу - вообще охренеть можно. А вот сжатый музон при вполне слушабельном качестве будет занимать раз в 10 меньше. Только надо помнить, что сжатие музыки происходит с потерей качества. Компрессия основана на урезании некоторых частотных составляющих саунда, которые не слышны человеческим ухом совсем или почти не слышны. Это не относится к дирижерам оркестров и людей с очень чутким музыкальным слухом - о них отдельный разговор. Создано довольно много кодеков (программ для сжатия звука), и у каждого есть свои особенности. Не все они сжимают звук одинаково хорошо. Некоторые так закомпрессируют wav'ку, что слушать ее потом станет просто невозможно - будет слышен свист, звук станет глухим, как будто сидишь в банке. Помни, что сжатый в mp3 или любой другой формат аудиофайл перестает быть самим собой. Зачастую даже человек со средним слухом может определить, что играет сжатый файл (лично я в 90% случаев определяю правильно).

СТЕПЕНЬ СЖАТИЯ И КАЧЕСТВО

Как в архиваторах есть степень сжатия, так в формате mp3 есть так называемый битрейт (bitrate), по значению которого можно сделать предположение о качестве mp3'шки и ее размере. Битрейт означает среднее количество битов, которые будут использованы при передаче звуковому потоку за 1 секунду. Измеряется битрейт в килобитах в секунду (kbps - kilobit per second).

Существует 2 основных вида битрейтов - постоянный и переменный. В достоинство постоянного я бы вынес быстроту кодирования и возможность довольно точно предположить итоговый размер файла. Широкое распространение получил битрейт 128 kbps, поскольку при нем соотношение размер/качество обычно получается довольно неплохим. Такой битрейт подходит для музыки, где звучит не много инструментов. Для более интересных по звучанию вещей потребуется более высокий битрейт. Тогда качество звука будет получше, но и увеличится размер. Выбирать трудно. Зато переменный битрейт (VBR) поможет сделать соотношение размер-качество оптимальным. Зачастую звучание песни немного различно, то есть встречаются насыщенные моменты, когда звучит много инструментов и диапазон используемых частот большой, а бывает, что звучит какой-нибудь один инструмент. Для первого случая битрейт надо брать побольше, дабы не урезать часть частот, но от этого вырастает размер файла. Для второго можно выбрать битрейт поменьше, поскольку ширина спектра звука будет узкая. Если кодировщику указан второй вариант, под текущий момент песни будет подбираться наиболее подходящий битрейт. Например, если после кодирования среднее значение переменного битрейта получилось 175 kbps'ов, то (поверь мне или сам испробуй) звучание mp3-шки с постоянным битрейтом 192 kbps отличаться не будет вообще. А ведь в размере-то будет выиграно!

Содержание  Вперед на стр. 031-068-2