Издательский дом ООО "Гейм Лэнд"СПЕЦВЫПУСК ЖУРНАЛА ХАКЕР #38, ЯНВАРЬ 2004 г.

Commodore, Altair, Amiga…

mindw0rk (mindw0rk@mail.ru)

Спецвыпуск Xakep, номер #038, стр. 038-072-5


C-64 идеально подходил для создания игр. Компания в самом начале так и представила свое детище – домашняя платформа для видеоразвлечений. Многие софтварные производители оценили возможности «коми» и принялись пачками клепать для него варез. В начале и середине 80-х наиболее популярным жанром были аркады. Вся Америка, а затем и Европа гоняли в Bubble Bobble, Spy Hunter, Donkey Kong, Pac-Man, Mr.Do и другие игры, ставшие классикой.

C-64

Производитель: Commodore

Год рождения: 1982

Процессор: 6510

Производительность: 1 МГц

ОЗУ: 64 Кб

Видео: 16 цветов

Звук: 3-канальная звуковая карта

Цена: $595

Программы поставлялись в лицензионных боксах, где хранилась краткая документация и 5-дюймовая дискета с ПО. Стоили такие боксы недешево (цена доходила до $80), поэтому, наигравшись в купленную геймуху, владелец Коммодора менялся с приятелями. Проблема была в том, что переписать игру с диска на диск было нельзя – практически все компании вставляли в загрузчик защиту от записи.

В ПЗУ Commodore-64 был встроен Бейсик. Многим юзерам быстро надоедали игры, и они начинали с интересом осваивать язык программирования.

А когда чувствовали, что тот слишком ограничивает креатив – переходили на более серьезный Ассемблер. Документаций по кодингу в то время было не так много, а хороших – еще меньше, поэтому новые знания получались по принципу «распотроши чужое и загляни внутрь». И очень часто объектом для взлома становились лицензионные игры.

Опытные крякеры могли без проблем взломать практически любую защиту. Благодаря им, на рынке коммодоровского ПО появились дешевые пиратские диски, которые стоили в разы меньше лицензионных, а игры на них можно было без проблем копировать. Не удивительно, что большинство пользователей предпочло именно их. Софтварные компании несли миллионные убытки, но все, что могли сделать – пытаться создать более мощную защиту и надеяться, что крякеры не сумеют ее взломать.

В середине 80-х на C-64 стало постепенно формироваться новое явление – демосцена. Простенькие эффекты, вставляемые крякерами в загрузчики взломанных игр, превратились в полноценные программы, демонстрирующие возможности компьютера и мастерство авторов.

В то время как миллионы людей играли на Commodore-64, компания, давшая этой машине жизнь, продолжала экспериментировать с новыми моделями. Вскоре вышла расширенная версия со 128 Кб ОЗУ, затем – Plus/4 с вшитым в BIOS ПО. Еще позже появилось несколько клонов PC, совместимых с XT. Были и другие проекты, но только один из них смог повторить успех C-64. А заодно совершить революцию в мире мультимедиа. Этим проектом был компьютер Амига.

Назад на стр. 038-072-4  Содержание  Вперед на стр. 038-072-6