Издательский дом ООО "Гейм Лэнд"СПЕЦВЫПУСК ЖУРНАЛА ХАКЕР #38, ЯНВАРЬ 2004 г.

ZX-Spectrum: автобиография титана

Yuri Potapov

Спецвыпуск Xakep, номер #038, стр. 038-076-3


Самым навороченным и мощным среди российских разработок был "Профи" от фирмы "Кондор". 1 Мб ОЗУ, CP/M, расширенная графика, полноценные параллельный и последовательный порты, встроенный музыкальный сопроцессор, контроллер IBM клавиатуры, контроллер HDD, турборежим. Недалеко отстал и "ATM-TURBO", но памяти там было только 512 Кб. Еще одна модель, о которой стоит упомянуть, это ZS Scorpion 256, в отличие от "Профи" и "ATM" имевший ОЗУ всего 256 Кб, но не уступающий по количеству периферии и значительно превосходящий их по совместимости.

Начиная с 1991 года на нашей могучей родине регулярно выходит журнал "ZX-ревю", издается множество литературы, как по программированию, так и описания игр. В 1993 появился первый электронный журнал "Спектрофон", занимавший целый диск. Позже появилось и исчезло немало электронных изданий, но ни одно из них не смогло его превзойти - ни по атмосфере, ни по количеству номеров.

После 1992 года поток программ с запада сильно сократился, а позднее и вовсе иссяк. А через пару лет в прессе впервые зашла речь о смерти Спектрума как домашнего компьютера, и начали высказываться предложения дружно переходить на IBM или Amiga, где, мол, и игры играбельнее и графика красивее, и вообще все-там-лучше. Поначалу такие публикации лишь вызывали смех, но по мере увеличения их количества они стали просто раздражать.

Год 1994 был отмечен выходом первой русской полноценной мега-демо "Satisfaction", сделанной командой CodeBusters, а Спектрум, соответственно, был объявлен лучшей в своем роде машинкой для демок. К этому времени по бывшему СССР сформировалась довольно приличная сеть свапперов, да и в магазинах радиотоваров всегда лежал каталог программ для Спека. Спустя полгода после выхода «Satisfaction» появились десятки как откровенно неудачных, так и вполне приличных попыток превзойти CodeBusters. Отдельные призывы в СМИ прекратить заниматься ерундой и найти что-нибудь более серьезное и интересное ни к чему не приводили, и вот в 1995 году выходит разработанная Вячеславом Медноноговым игра «НЛО: Враг неизвестен», сделанная по мотивам одноименной игры от фирмы Microprose. Это был прорыв - никто из русских гейммейкеров ничего подобного еще не совершал. Год спустя выходит "НЛО2: Дьяволы бездны", по некоторым моментам даже превосходящая оригинал. В 1997 году выходит его последняя игра для ZX Spectrum, названная "Черный ворон" - RTS, сделанная по мотивам WarCraft. Заявленное на 1999 год продолжение в стиле "StarCraft" все так и не выходит, несмотря на то, что мы его очень ждали :).

В 1996 году в Питере проходит фестиваль компьютерного творчества Enlight, и Спектрум собирает возле себя больше народу, чем демонстрируемые там же IBM PC и Amiga. С тех пор фестивали проходят регулярно, в разных городах, под разными названиями, иногда по 2-3 в год. Некоторые широко освещаются в СМИ, о некоторых знают лишь избранные.

Назад на стр. 038-076-2  Содержание  Вперед на стр. 038-076-4