Издательский дом ООО "Гейм Лэнд"СПЕЦВЫПУСК ЖУРНАЛА ХАКЕР #39, ФЕВРАЛЬ 2004 г.

Путешествуй играючи

SkyWriter (sky@real.xakep.ru)

Спецвыпуск Xakep, номер #039, стр. 039-072-1


Мобильные игры и не только

Еще совсем недавно люди покупали мобильные телефоны исключительно, чтобы разговаривать. Нетрудно вспомнить, что каких-то 3 года назад обычный виброзвонок был роскошью, за которую приходилось отваливать немало дополнительных условных президентов...

Альтернатива разговорам

Сейчас все гораздо проще: за достаточно небольшие деньги можно купить не просто мобильный телефон, а настоящего мобильного спутника с цветным экраном, полифонией и т.п., который будет еще и постоянно тебя добивать, напоминая, что ты что-то не сделал (имеется в виду функция назойливого органайзера :) Но самое главное (!) - это интеллектуальная платформа, которая позволяет тебе устанавливать свой собственный софт.

Вот это называется "мечта геймера". В тот день, когда на мобилу стало возможным ставить софт, появился человек, который решил поставить на нее игрушку (вернее, он появился еще раньше, т.к. игрушки в мобилах появились задолго до этого дня - прим. AvaLANche'а).

Платформы

Какие же на сегодняшний день существуют мобильные платформы? Ты, наверное, сильно удивишься, если я скажу, что их не так мало, как кажется на первый взгляд. Начнем с тех, что на слуху:

Pocket PC / Windows CE - пожалуй, две самые (спасибо Microsoft) известные платформы и, наверное, самые требовательные к системным ресурсам (Pocket PC 2003, например, умудряется на 400 МГц'овом процессоре изрядно тормозить). Ввиду того, что ставятся на достаточно мощные процессоры, софт обычно красивый и большой по объему.

J2ME - это "Java 2 Micro Edition". J2ME - это, фактически, обычная Ява, просто урезанная до разумного минимума. Изначально язык не создавался для игр, поэтому его возможности несколько слабее возможностей наборов тулзов, которые были созданы специально для игр. Однако, платформа J2ME появилась первой и сумела получить быстрое распространение, поэтому на данный момент эта платформа является фактически стандартом на рынке мобильных игр. Приятно и то, что SDK для этой платформы бесплатный и задержек с лицензированием в ходе разработки не возникает.

Symbian - это операционная система для мобильных устройств. До недавнего времени ее устанавливали на сравнительно небольшое количество девайсов, но сейчас процент Symbian'а растет, в частности им комплектуются Sony Ericsson P800/P900, Nokia 6600 (вся платформа Nokia Series 60) и другие (полный список на http://www.symbian.com/phones/index.html). Имеется достаточно обширный объем софта для этой операционной системы, в т.ч. и игр (например, на http://alphabet.narod.ru).

ExEn - "Execution Engine" разработан компанией In-Fusio с целью побороть ограничения, накладываемые J2ME на разработку игр. Интересно, что In-Fusio пыталась побороть эти ограничения, участвуя в разработке MIDP 2.0 вместе с Sun. ExEn был первым игровым "движком" для мобильных игр, доступным в Европе. По многим функциям он превосходит J2ME (увеличение и вращение спрайтов, скроллинг). Впрочем, на данный момент эта платформа не очень распространена на территории нашей страны :-(.

WAP - расшифровывается как "Wireless Application Protocol", служит для передачи страниц, что-то вроде пародии на WWW :) . Его поддержка в телефоне позволяет играть в "удаленные" игры, т.е. те, которые выполняются фактически на сервере. Думаю, пользователи MTS, например, знают, что это такое из опыта посещения сайта wap.mts.ru. WAP получил особенную популярность с появлением GPRS. До этого играть было несколько накладно: около 0,10$ за минуту - экономика должна быть экономной :).

Содержание  Вперед на стр. 039-072-2