Издательский дом ООО "Гейм Лэнд"СПЕЦВЫПУСК ЖУРНАЛА ХАКЕР #44, ИЮЛЬ 2004 г.

Эффектный звук

Вадим Воронин & audiotest team

Спецвыпуск Xakep, номер #044, стр. 044-006-3


Delay/Echo

Дилэй и эхо – это два разных эффекта, хотя оба имеют много общего. Должно быть, именно по этой причине производители программных модулей включают в одну обработку дилэй и эхо в паре. По этой же причине будем рассматривать их вместе.

Дилэй – задержка (дословно). Эффект дилэя выражается в многократном повторении входного сигнала через определенный промежуток времени, зачастую каждое следующее за исходным сигналом повторение имеет меньший уровень сигнала.

Эхо – это затухающая последовательность отражений в замкнутом пространстве. Эхо в отличие от задержки является природным эффектом.

Общее у Delay и Echo – это и есть задержка, лишь с той разницей, что Delay – это непосредственно задержка, а в Echo задержка присутствует как одна из составляющих.

Различаются Delay и Echo спектром обработанного сигнала. Так как дилэй – это просто ряд повторений исходного сигнала, то и частотный спектр каждого повторения будет идентичен спектру входного сигнала. Спектр же отражений в Echo отличается от спектра исходника, так как в процессе обработки на него влияют отражающие поверхности.

Дилэи в свою очередь подразделяются на простые (Simple Delay) и сложные (Multi Delay). Простые дилэи – это программные модули, использующие одну линию задержки, сложные – соответственно, более одной. Именно Multi Delay по своей архитектуре больше напоминает Echo.

Если сравнивать Delay/Echo с динамической обработкой, то компрессоры необходимы для субъективного улучшения звучания качества фонограммы, а линии задержки – это своеобразный инструмент для воплощения художественных замыслов. Пишешь музыку в стиле техно? Без Delay тебе просто не обойтись... тись... тись... Эффект эха же гораздо чаще используется работниками тон студий при озвучивании фильмов и в производстве рекламной аудиопродукции, хотя это всего лишь инструмент без каких-либо привязок. Поэтому если он необходим тебе для воплощения определенных звуковых образов в музыке, смело используй его.

Эквалайзеры (EQ)

Что такое эквалайзер, знают все на свете. Действительно, практически невозможно встретить человека, который хоть раз в жизни не пользовался бы эквалайзером или, как его еще называют, тембрблоком. Тембрблоки встраиваются в музыкальные центры, карманные плееры и телевизоры. Они же используются в студиях звукозаписи, Hi End оборудовании и т.д. Причина такой популярности в том, что простые эквалайзеры легки для понимания – это позволяет использовать их даже в непрофессиональных устройствах. В то же время известно, что к изменению частотных составляющих фонограммы человеческое ухо очень восприимчиво - а кто же не хочет самостоятельно добавить баса или убрать режущий ухо высокочастотный призвук.

Итак, эквалайзер – это устройство, позволяющее изменять уровень отдельных частотных составляющих сигнала. Различают три типа эквалайзеров: графические, параметрические и параграфические.

Графические эквалайзеры – модули, позволяющие изменять тембр сигнала на нескольких фиксированных частотах.

Рассмотрим подробнее алгоритм работы графических эквалайзеров на примере простейшего трехполосного тембрблока. В распоряжении у нас 3 регулятора, каждый из которых соответствует определенной частоте. Поворачивая ручку каждого регулятора, ты увеличиваешь или уменьшаешь уровень той частоты сигнала, которой соответствует конкретный регулятор. Здесь сразу следует отметить, что в эквалайзерах ты изменяешь не уровень одной конкретной частоты, а уровень частотного спектра. К примеру, ты берешься за ручку, которая соответствует 1 кГц, и выкручиваешь ее в "плюс" на 3 дБ - уровень сигнала частотой 1 кГц, соответственно, увеличивается на 3 дБ, но вместе с ним увеличивается и уровень близлежащих частотных составляющих. Например, уровень частот 900 Гц и 1100 Гц увеличится на 2 дБ, 850 Гц и 1150 Гц на 1 дБ, а уже 600 Гц и 1400 Гц не изменятся вовсе.

Назад на стр. 044-006-2  Содержание  Вперед на стр. 044-006-4