Издательский дом ООО "Гейм Лэнд"СПЕЦВЫПУСК ЖУРНАЛА ХАКЕР #44, ИЮЛЬ 2004 г.

Начинаем диджеить!

DJ RAM (www.djram.com)

Спецвыпуск Xakep, номер #044, стр. 044-060-2


Лично я последнее время играю исключительно на CD. Понятное дело, что диджей, играющий на виниле, выглядит куда презентабельнее, да и вообще "винильная романтика" многих приводит в экстаз (особенно когда играешь где-нибудь в регионах), однако у CD есть масса преимуществ. Самое основное - доступность материала на компакт-дисках. По сравнению с компактами, винил сложнее найти, и он довольно дорог, особенно у нас в стране. Кроме того, в последнее время появилось множество CD-плееров с функциями управления, имитирующими возможности проигрывателей виниловых пластинок: регулятором pitch, паузой с точным позиционированием на фонограмме, эмулятором turntable (джог-диском), с которым можно работать, как с диском винилового проигрывателя (производит действия, подобные притормаживанию и подталкиванию пластинки на виниле, и даже имитирует прием "скретч"). При использовании CD в звучании пропадает треск, не возникает обратной связи через звукосниматель проигрывателя, (что нередко случается с виниловыми вертушками при неправильной планировке положения диджейского места, слишком громком звуке в зале или мониторе).

Твой первый микшерный пульт

Микшер, диджейский пульт - это сердце диджейской системы, он отвечает за всю работу со звуком. Необходимым атрибутом каждого микшера являются фейдеры (фейдер - ручка громкости, выполненная в виде ползунка, и на микшере их должно быть как минимум 2), кросс-фейдер (движок баланса между двумя входными каналами). Например, если он в крайнем левом положении - то слышен только левый канал, соответственно, какой-то трек +1. При перемещении движка вправо левый канал (трек +1) становится тише, а правый канал (трек +2) громче. В крайнем правом положении слышен только правый канал (трек +2).

Некоторые микшеры имеют встроенный эффект-процессор, резонансный фильтр (один или сразу два, по фильтру на каждый канал), встроенный сэмплер, счетчик темпа композиции (beat-counter). Порой на микшере так много всего, что довольно сложно со всем этим сразу разобраться. Но со временем ты овладеешь всеми возможностями пульта и поймешь, что все эти навороты созданы не для осложнения работы диджея, а для облегчения и улучшения микса, а также все эти технические "фишки" помогают разнообразить и сделать оригинальным твой диджейский сет.

Начинаем вертеть

Как я уже сказал, основное деление проигрывателей происходит по признакам носителя, с которого происходит считывание - это виниловая пластинка и аудио компакт-диск. Вертушки обязательно должны быть оборудованы питчем (pitch), который, как правило, линейный, т.е. выполнен в виде шкалы, по которой свободно (фиксировано четко) движется по расчерченным секторам с интервалом в 0,1 процента переключатель скорости трека. Pitch - постоянное изменение скорости и, следовательно, тональности играющей композиции. Чем сильнее мы повышаем темп, тем сильнее повышается тональность композиции, поэтому не следует слишком увлекаться изменением темпа в композициях с вокалом, где при увеличении темпа в голосе появляется неестественное вибрато, и мы получаем "эффект Буратино", весьма странный и не всегда приятный. Питч используется для подгонки композиции по скорости. Ускорить тему на виниловых вертушках можно максимум на 10 процентов. У некоторых CD-вертушек допустимо изменение скорости до 16%. Например, от -16% до +16% (Dennon 2500), 8% (Dennon 2000) и 10% (Pioneer CDJ-500). На первом и последнем есть функция Master Tempo - отключаемая компенсация изменения тональности при изменении скорости (pitch'а). Т.е. при включенной кнопке Master-Tempo можно менять скорость композиции без смены тональности. Но работает эта функция обычно не совсем корректно, особенно при изменении pitch более чем на 4%. Появляется троение звука (Stretch-effect), характерный треск, особенно это чувствуется на битах и высоких частотах. Подобная функция возможна и при работе с винилом, однако эту задачу решает уже не вертушка, а некоторые виды пультов (например – Vestax). Там есть два режима работы. Первый - такой же, как обычный мастер-темпо на CD-вертушках, а второй - режим скретча. Он не меняет тональность, когда ты подталкиваешь или притормаживаешь пластинку, это нужно, чтобы избавиться от плавания тональности, когда при сведении двух треков, например, подталкивании пластинки вперед, нет всплеска тона вверх.

Назад на стр. 044-060-1  Содержание  Вперед на стр. 044-060-3