Издательский дом ООО "Гейм Лэнд"СПЕЦВЫПУСК ЖУРНАЛА ХАКЕР #46, СЕНТЯБРЬ 2004 г.

Отжим колонок

Клапауций & Audiotest team

Спецвыпуск Xakep, номер #046, стр. 046-056-3


Доработка усилителей

Лучше выкинуть куда подальше темброблок (блок коррекции высоких, средних и низких частот), а также всякие примочки типа "3D" и др. Вреда от них гораздо больше, чем пользы. Технически доработка осуществляется просто - отсоединяешь провода от соответствующей платы и отправляешь плату в помойку (или на запчасти), а в получившийся разрыв вставляешь качественный переменный резистор (не забудь только загерметизировать корпус активной колонки после этой процедуры). Очень хорошо подходит для этого отечественный резистор СП3-30А, который стоит около тридцати рублей. Устанавливать более дорогие резисторы нецелесообразно.

Имеет смысл и полная замена усилителя. Часто в мейнстримовой активной акустике качественный уровень усилителя существенно ниже, чем качественный уровень самих АС. Но прежде чем пойти на такой шаг, проверь его необходимость. Раздобудь где-нибудь качественный усилитель мощности и подключи к нему свои колонки (уже доработанные, конечно) в пассивном режиме. Есть разница? Тогда вперед. Вариантов два - купить готовый усилок или собрать его самостоятельно. Тема выбора или изготовления усилителя выходит за рамки данной статьи, поэтому разбирать этот вопрос подробно не будем. Чтобы упростить процесс самостоятельного изготовления усилителя мощности до мыслимых пределов, можно сразу приобрести готовый набор для сборки (kit). "Киты" - не редкий товар, и найти нужный набор при наличии интернета труда не составит. Если лень искать, смотри специализированный ресурс - www.masterkit.ru.

Доработка колонок

Осталось самое сложное - доработать колонки. Делать доработку фильтра имеет смысл только в самом простом виде - заменить штатные элементы на более качественные, тех же номиналов. Если в фильтре установлены электролитические конденсаторы, их можно поменять на пленочные, металлопленочные или металлобумажные. Катушки из тонкой проволоки и с металлическим сердечником можно заменить на аналогичные, но без сердечника и намотанные толстым медным проводом. При таком подходе можно добиться хорошего прироста качества малой кровью. Возможно, стоит заменить штатные провода, идущие от усилителя к колонкам (а также проходящие внутри корпусов АС), на толстые медные провода (можно использовать специальные акустические кабели). Для мультимедийной акустики кабелей с сечением около 1-1.5 мм будет вполне достаточно (скорее всего, при этом потребуется менять и клеммы - не забудь загерметизировать корпуса колонок). Правда, есть риск, что остальные компоненты не позволят получить прирост качества звука от замены проводов и клемм, или он будет очень незначительным. Проверить это, к сожалению, можно только опытным путем.

Модификация корпуса

Помимо доработки электрической цепи полезно заняться корпусами колонок (в системах с сабвуфером, оснащенных малогабаритными сателлитами, есть смысл дорабатывать только корпус сабвуфера). Как правило, они очень далеки от идеала. По идее, они должны быть герметичными, жесткими и правильно рассчитанными - иметь соответствующий параметрам динамика объем. Очень многие корпуса мейнстримовых систем не отвечают ни одному (!) из этих критериев. В результате такие констролябии гудят (бубнят, как выражаются многие самодельщики) на низких частотах, раздуваются и излучают не заложенные в фонограммы звуки (глазом это не заметно, конечно, но зато заметно на слух), а динамики болтаются и вносят в звук искажения, потому что негерметичные корпуса их не поддерживают. Если устранить эти недостатки, прирост качества окажется существенным, примерно таким же заметным, как от смены и доработки блока питания, но иного характера - там мы боролись с переходными искажениями, а здесь снизим уровень линейных и нелинейных искажений.

Назад на стр. 046-056-2  Содержание  Вперед на стр. 046-056-4