Издательский дом ООО "Гейм Лэнд"СПЕЦВЫПУСК ЖУРНАЛА ХАКЕР #47, ОКТЯБРЬ 2004 г.

Зараза для никсов

Крис Касперски aka мыщъх

Спецвыпуск: Хакер, номер #047, стр. 047-054-4


Листинг

Структура исполняемого ELF-файла

ELF Header

Program header table

Segment 1

Segment 2

Section header table (optional)

Каждый сегмент представляет собой непрерывную область памяти со своими атрибутами доступа (кодовый сегмент обычно доступен только на исполнение, сегменты данных как минимум доступны на чтение, а при необходимости еще и на запись). Пусть слово "сегмент" не вводит тебя в заблуждение: ничего общего с сегментной моделью памяти тут нет. Большинство 32-битных реализаций UNIX'а помещают все сегменты ELF-файла в один 4-гигабайтный "процессорный" сегмент (т.н. плоская (flat) модель памяти - прим. ред.). В памяти все ELF-сегменты должны выравниваться по величине страницы (на x86, равной 4 Кб), но непосредственно в самом ELF-файле хранятся в невыравненном виде, вплотную прижимаясь друг к другу. Сам ELF-заголовок и program header в первый сегмент не входят (ну, формально не входят), но совместно грузятся в память, при этом начало сегмента следует непосредственно за концом program header'а и по границе страницы не выравнивается!

Последним из всех идет заголовок таблицы секций (section header table). Для исполняемых файлов он необязателен и реально используется только в объектниках. Еще в нем нуждаются отладчики – исполняемый файл с изуродованным section header table не отлаживается ни gdb, ни производными от него отладчиками, хотя нормально обрабатывается операционной системой.

Сегменты естественным образом делятся на секции. Типичный кодовый сегмент состоит из секций .init (процедуры инициализации), .plt (секция связок), .text (основой код программы) и .finit (процедуры финализации), атрибуты которых описываются в section header'e. Загрузчик операционной системы ничего не знает о секциях, игнорируя их атрибуты и загружая весь сегмент целиком. Тем не менее, для сохранения работоспособности зараженного файла под отладчиком вирус должен корректировать оба заголовка сразу - как program header, так и section header.

Основные структуры ELF находятся в файле /usr/include/elf.h.

За более подробной информацией обращайся к оригинальной спецификации на ELF-файл "Executable and Linkable Format – Portable Format Specification", составленной, естественно, на английском языке.

Методы заражения

Простейший и наиболее универсальный метод заражения сводится к поглощению оригинального файла вирусом. Вирус просто дописывает оригинальный файл к своему телу как оверлей, а для передачи управления жертве проделывает обратный процесс: пропускает первые virus_size байт своего тела (что обычно осуществляется функцией seek), считывает оставшийся «хвост» и записывает его во временный файл. Присваивает атрибут исполняемого и делает ему exec, предварительно расщепив материнский процесс функцией fork. После завершения работы файла-жертвы вирус удаляет временный файл с диска.

Описанный алгоритм элементарно реализуется на любом языке программирования вплоть до Бейсика и пригоден как для исполняемых файлов, так и для скриптов. Однако ему присущи и недостатки. Он медлителен и неэлегантен, требует возможности записи на диск и прав установки атрибута "исполняемый". Кроме того, появление посторонних файлов на диске не может долго оставаться незамеченным, и участь вируса заранее предрешена. Поэтому большинство вирусов не используют такую методику, а предпочитают внедряться в конец последнего сегмента файла, расширяя его на необходимую величину.

Назад на стр. 047-054-3  Содержание  Вперед на стр. 047-054-5