Издательский дом ООО "Гейм Лэнд"СПЕЦВЫПУСК ЖУРНАЛА ХАКЕР #54, МАЙ 2005 г.

ВИДЕОАРТ

Дмитрий Андрианов

Спецвыпуск: Хакер, номер #054, стр. 054-012-2


Пайк успел стать родоначальником еще одного жанра видеоискусства – видеооперы (яркий пример - "Койот 3", 1997). Несколько экранных программ взаимодействуют в пространстве, раскрашенном лазерными лучами, - это и называется видеооперой.

Предпосылки возникновения видеоарта

Можно считать, что видеоарт как явление искусства стал развиваться после того, как нескольким известным художникам (Энди Уорхол, Налжин Пайк, представители группы The Kitchen) были подарены только что появившиеся на рынке портативные камеры Sony Portapack, чтобы они осваивали новую технологию.

Наджин Пайк писал, что подобно тому, как техника коллажа (модная в то время) сменяет живопись, так катодная трубка заменит холст, а паяльник - кисть. Благодаря актуальным художникам искусству удалось проникнуть в новые сферы и создать не только видеоискусство, но и мультимедийные театр и интернет.

Телевидение предоставило художникам новые возможности свести свои произведения к выражению личной концепции. Жизнь art'иста всегда была нелегкой, и в США были созданы настоящие видеогетто: на общественные телеканалы художников не допускали даже для работы, хотя они туда особенно и не рвались. Совсем другая ситуация происходила в 1990-е годы в России, когда и у российских художников появилась возможность свободно использовать видеотехнику. Многие видеохудожники в 1994-1995 году ушли на телевидение и после такого "исхода" творчески скончались. Именно творчески и как художники, которые умеют рождать идеи и мыслить концептуально. Однако в США, благодаря фонду Рокфеллера, были созданы две художественные студии: художники Бостона и Сан-Франциско могли упражняться как люди искусства, а не жить борясь за дензнаки. В одну из таких студий входили такие известные личности, как Билл Виола, Гарри Хил, Джон Кейдж.

До появления портативных видеокамер художники экспериментировали с телевизором как со скульптурным объектом и таким образом создавали массмедиальные скульптуры. Пример этого жанра - выставка немецкого художника Фольсталя, который выразил в своих произведениях отношение к фальши, коррупции, засилью рекламы и денежному маскараду, царившим в СМИ. Фольсталь выставил в галерее размалеванные, разбитые и расстрелянные телевизоры, а вместе с ними - свое отношение ко лжи, которую навязывают адресатам массмедиа. Такая тенденция видеоарта впервые стала проявляться в работах американских художников в 1960-е годы, в 1970-х эта волна захлестнула европейских художников, особенно Франции и Германии. Уже более 40 лет жива эта любовь/нелюбовь видеоарт-художников к телевидению.

Однако массмедиальные скульптуры требовали выставок в галереях, куда художников не пускали и куда они сами не стремились. С появлением компактных видеокамер (1965) эта проблема решилась: в руках у художников появилось новое средство для разнообразных экспериментов именно с видеотехнологией - от концептуальных до абстрактно-технологических проектов.

Три направления видеоарта

Еще сравнительно молодое искусство видеоарта до сих пор являет собой интересную художественную лабораторию. Поиск и рождение новых идей, форм, методов и языка продолжается с не меньшей интенсивностью, чем почти 40 лет назад в пору зарождения жанра.

Назад на стр. 054-012-1  Содержание  Вперед на стр. 054-012-3