Издательский дом ООО "Гейм Лэнд"СПЕЦВЫПУСК ЖУРНАЛА ХАКЕР #54, МАЙ 2005 г.

Адекватное аудио

Казарян Гнел (herodot@land.ru)

Спецвыпуск: Хакер, номер #054, стр. 054-080-1


Аудиоматериалы, компоновка и обработка голоса

Звукозаписывающее оборудование (краткий обзор)

На любом современном компьютере присутствует интегрированная аудиосистема. Многих пользователей это вполне устраивает: в принципе, для того чтобы поиграть в игры или послушать МР3-диск, большего и не нужно.

Понятно, что для работы с адекватным аудио такого качества будет явно недостаточно (вернее, для развлечения большей части пользователей ее тоже недостаточно :) - прим. Dr.) и придется обзавестись отдельной карточкой. Разброс цен на их бюджетные варианты довольно велик (30-300 у.е.), но в основном все эти устройства выполняют одни и те же функции. Разница незначительная, особенно для домашних условий. Это может быть Creative SBLive! за 30-35 у.е. или M-Audio Delta 10-10LT за 250 у.е. Наиглавнейший компонент в любом звукозаписывающем оборудовании - это простые человеческие уши, а такие супервозможности, как 24 бита, 96 кГц и т.д., в домашних условиях не очень нужны. Этих же пресловутых "24 бита" можно достичь программным путем: в конце аудиофайла добавляется один нолик и файл отображается как 24-битный. При записи же в 96 кГц файл получается более объемным и занимает больше места на носителе.

Конечно же, при наличии большого желания и немалых денежных средств можно обзавестись дорогой аппаратурой (рабочая станция, дорогие аудиосистемы вроде RME, Aardvark, Frontier, Motu, Emagic, Pro Tools), но тогда придется позаботиться еще и о хорошо звукоизолированном помещении, хороших микрофонах и многом другом. Кстати о выборе микрофона.

Не буду заваливать читателя всякими умными терминами, но если ты выбрал первый (бюджетный) вариант, учитывай одну деталь: микрофон должен быть кардиоидным. Если выражаться простым языком, это направленный микрофон: охват звука происходит по большей части в его передней части (где находится источник звука), а посторонним звукам (эхо или реверберация помещения) внимания не уделяется. Один из лучших микрофонов в этой категории - Shure SM58. Он используется как на сцене, так и в студиях звукозаписи.

Оцифровка звука. Теория

В аналоговой аппаратуре звук представляется непрерывным электрическим сигналом. Как же происходит его цифровое преобразование? Для тех, кто пропустил соответствующий Хакер Спец, напомню, что цифровой звук – это способ представления электрического сигнала посредством дискретных численных значений амплитуды.

Предположим, у нас есть аналоговая запись хорошего качества. Под хорошим качеством будем предполагать нешумную запись, содержащую спектр частот, доступный человеческому уху - приблизительно от 20 Гц до 20 кГц. Мы хотим загнать запись в компьютер (оцифровать) без потери качества. Как добиться этого и как происходит оцифровка? Звуковая волна - это некая сложная функция, зависимость амплитуды звуковой волны от времени. Казалось бы, раз это функция, можно записать ее в компьютер "как есть": написать математический вид функции (как некую формулу) в компьютер. На практике это невозможно, поскольку звуковые колебания нельзя представить аналитической формулой. Остается один путь – описать функцию путем хранения ее дискретных значений в определенных точках. Иными словами, в каждой точке времени можно измерить значение амплитуды сигнала и записать ее в виде чисел. Однако у этого метода есть свои недостатки, так как значения амплитуды сигнала мы не можем записывать с бесконечной точностью, нужно округлять их. Мы будем приближать эту функцию по двум координатным осям: по амплитудной и временной (приближать в точках означает брать значения функции в точках и записывать их с конечной точностью).

Содержание  Вперед на стр. 054-080-2