Издательский дом ООО "Гейм Лэнд"СПЕЦВЫПУСК ЖУРНАЛА ХАКЕР #55, ИЮНЬ 2005 г.

Искусственный успех

Дмитрий Сошников

Спецвыпуск: Хакер, номер #055, стр. 055-084-2


Промышленные роботы часто внешне имеют мало общего с человеком. Помимо промышленных роботов, за последние годы в мире народились домашние роботы, по облику похожие на человека или домашних животных. Лидером в этой области является компания Sony, выпустившая в 1999 году робота-собаку AIBO (англ. Artificial Intelligence BOt). Сейчас в линейку AIBO входит робот-кошка AIBO ERS-7 - весьма мощный компьютер со специализированным программным обеспечением, поставляемым на картах памяти Memory Stick. AIBO ERS-7 продается по цене около $2000, содержит в себе RISC-процессор с частотой 576 МГц, цветную цифровую камеру (устройство зрения), модуль беспроводной связи Wi-Fi и еще множество датчиков и приводов, обеспечивающих комфортное и плавное передвижение робота в пространстве.

Владелец "собачки" может выбрать режим воспитания питомца, и тогда его (робота) возможности будут расти по мере жизни и в зависимости от окружения будет формироваться определенный характер. А можно поселить у себя дома уже готовое "воспитанное" существо, которое умеет реагировать на команды и выполнять полезные действия, к примеру сообщать владельцу о пришедшей электронной почте, фотографировать и сохранять в памяти или посылать по электронной почте фотографии, заменять будильник и т.д.

Следующим логическим шагом по применению ИИ должно стать создание бытовых человекоподобных роботов. Многие компании уже работают над этим и даже создали экспериментальные прототипы. Например, SONY Qrio умеет танцевать (в том числе в коллективе с такими же роботами), дирижировать оркестром, бегать на двух конечностях, вставать на ноги после падения и т.д. Порадуемся тому, что SONY Qrio сопровождал президента Японии во время его официального визита в Россию.

Поиграем в футбол!

Кроме индивидуальных интеллектуальных способностей роботов, важно их умение работать сообща для выполнения некоторой сложной задачи. Коллективное поведение группы автономных интеллектуальных существ изучается в рамках теории многоагентных систем - бурно развивающегося направления искусственного интеллекта.

Одной из сложных и при этом зрелищных задач коллективного взаимодействия является игра в футбол. Чемпионат мира по футболу среди интеллектуальных систем RoboCup проводится с 1997 года в нескольких номинациях: симуляция (игра происходит в некотором макетном окружении между программными агентами), игра с двуногими игроками, игра с роботами произвольной конструкции (в том числе между собачками AIBO) и т.д. Основной целью чемпионата считается проведение к 2050 году игры между командой двуногих человекоподобных роботов и командой людей.

Назад на стр. 055-084-1  Содержание  Вперед на стр. 055-084-3