Издательский дом ООО "Гейм Лэнд"СПЕЦВЫПУСК ЖУРНАЛА ХАКЕР #69, АВГУСТ 2006 г.

исторический ракурс

КРИС КАСПЕРСКИ АКА МЫЩЪХ

Спецвыпуск: Хакер, номер #069, стр. 069-008-1


XBSD

СЕМЕЙСТВО XBSD С ОГРОМНОЙ СКОРОСТЬЮ ДВИЖЕТСЯ ПО УЗКОЙ КОЛЕЕ СВОЕЙ РЫНОЧНОЙ НИШИ. СЛЕВА — ОТВЕСНАЯ СКАЛА КОММЕРЧЕСКИХ UNIX-СИСТЕМ, СПРАВА — КРУТОЙ ОБРЫВ В LINUX. ЧТОБЫ ВЫБРАТЬ ДИСТРИБУТИВ СВОЕЙ МЕЧТЫ, НЕОБХОДИМО НЕ ТОЛЬКО ИЗУЧИТЬ FEATURE-LIST, НО И РАССМОТРЕТЬ ИСТОРИЧЕСКИЙ АСПЕКТ, ПОСЛЕ ЧЕГО СТАНЕТ ЯСНО, ПОЧЕМУ ДЛЯ FREEBSD ЕСТЬ ДРАЙВЕРЫ ОТ NVIDIA, А ДЛЯ ОСТАЛЬНЫХ XBSD — НЕТ

«...НЕКОТОРЫЕ СЧИТАЮТ BSD «СТАРОЙ» ОПЕРАЦИОННОЙ СИСТЕМОЙ, НО ТЕ, КТО РАБОТАЕТ НАД НЕЙ, ВИДЯТ ЕЕ СКОРЕЕ СИСТЕМОЙ СО «ЗРЕЛЫМ КОДОМ»

«...САМОЙ БОЛЬШОЙ ОШИБКОЙ, КОТОРУЮ МОЖЕТ ДОПУСТИТЬ ПРОГРАММИСТ, ЯВЛЯЕТСЯ ИГНОРИРОВАНИЕ ИСТОРИИ, И ЭТО ИМЕННО ТА ОШИБКА, КОТОРУЮ СДЕЛАЛИ МНОГИЕ РАЗРАБОТЧИКИ СОВРЕМЕННЫХ ОПЕРАЦИОННЫХ СИСТЕМ...»

Мэтт Диллон

[введение]

В 1965 году три компании (Bell Labs, General Electric's, Ford) и Массачусетский Технологический Институт вплотную занялись дорогостоящими экспериментами, целью которых было создание универсальной, переносимой, многопользовательской, высокопроизводительной операционной системы. Для этого проекта General Electric выделила высокопроизводительную 36-разрядную машину GE-645 с неплохим даже по сегодняшним меркам процессором, оснащенную превосходной канальной подсистемой ввода/вывода (совершенно непозволительной для тех времен роскошью).

В ходе проекта, получившего название MULTICS (Multiplexed Information-n-Computing Service), была реализована система, поддерживающая виртуальную память с сегментно-страничной организацией, с раздельными сегментами данных и кода, имеющих набор атрибутов защиты, определяющих привилегии доступа; динамическое связывание модулей в ходе выполнения программы с механизмом «расщепления» разделяемых страниц при записи (copy-on-write в терминологии NT); иерархическую файловую систему, объединяющую в одну логическую древовидную структуру файлы, физически расположенные на разных носителях и поддерживающую файлы, проецируемые в память; оконную подсистему, и ряд других идей, определивших архитектуру ОСей начала XXI века.

Набитая под завязку передовыми технологиями, система оказалась необычайно прожорливой и для эффективной работы требовала оборудования астрономической стоимости. Фактически, единственным пользователем MULTICS оказалась компания Ford, поэтому руководство Bell Labs сочло затею провалившейся и в апреле 1969 приняло решение о выходе из проекта, отозвав своих ведущих разработчиков, среди которых оказались Деннис Ритчи, Кен Томпсон, Мак Илрой и Джон Осанна.

Движимые желанием использовать накопленный опыт для создания дешевого и нетребовательного к аппаратным ресурсам усеченного варианта MULTICS, они обратились к руководству Bell Labs с просьбой приобрести компьютер среднего класса и выделить некоторую сумму под проект. Компания, разочарованная провалом MULTICS, финансировать эту затею наотрез отказалась, но все-таки предоставила Томпсону незадействованный PDP-7, для которого не существовало ни достойного ассемблера, ни библиотек для поддержки вычислений с плавающей точкой. Словом, не было ни хрена, и весь инструментарий пришлось создавать буквально с нуля...

Содержание  Вперед на стр. 069-008-2