Вкусная картинка: видюхи под микроскопом
Tony (tony@nifti.unn.ru)
Спецвыпуск Xakep, номер #012, стр. 012-062-2
Так вот: видеокарты полностью соответствовали этому принципу. Самым первым видеоадаптером писюка был MDA - Monochrome Display Adapter. Он был разработан... IBM (естественно!), работал только в текстовом монохромном режиме в разрешении 80х25 символов. Отсутствие возможности вывода графической информации побудило в 1982 г. небольшую фирму Hercules Computer Technology Inc. (вот они, прелести открытой архитектуры!) создать монохромный (с несколькими градациями серого цвета), но уже графический видеоадаптер - HGA (Херкулес график адаптер =)), к которому подключался все тот же монохромный монитор, что и к MDA. Вскоре появился адаптер, позволяющий отображать информацию как в текстовом, так и графическом виде в цвете. Им стал CGA - Color Graphic Adapter (опять шутки IBM). С помощью CGA можно было узреть 16-цветную текстовую и 4-цветную графическую инфу. Однако, он имел крайне низкую разрешающую способность - 320х200 пикселей. Эту видюху уже можно было использовать с цветными мониторами и с обычными телевизорами. Дальше "кривая роста технологического прогресса" ((с) г-н Греф) с этого момента резко пошла вверх. IBM колбасит EGA - Enhanced Graphic Adapter (Бабушка Ега! Йоу! :)), работающий с 16-ю цветами в разрешении до 640х350 пикселей и VGA (Video Graphic Adapter) - разрешение которого достигало 640х480 точек в 16-цветном режиме. Кроме того, для него появляется и новый 256-цветный режим в разрешении 320х200. С этого момента в индустрии писюков по причине открытости архитектуры наступает полный бардак: видеоадаптеры начинают выпускать все, кому не лень. Это, впрочем, есть очень большой GOOD: чем жестче конкуренция, тем выгодней конечным юзверям. Все эти девайсы втыкались в ISA-слоты.
Суп с котом?
А дальше - прогресс и ламеризация. Прорвавшиеся к компам непрофессионалы хотели картинку получше. Девелоперы не могли им отказать :). Появился стандарт SVGA - Super VGA, с разрешениями вплоть до 1024х768 пикселей и High Color/True Color (64K/16M цветов). Ограничения на разрешение и количество цветов зависели только от размера видеопамяти (фрейм буфера). Естественно, что для обработки такого потока видеоданных старой 16-ти разрядной ISA шины было уже маловато. И поэтому SVGA адаптеры использовали новую 32-битную шину PCI.
Функционально видюхи того времени были практически одинаковы и несли в себе одну лишь функцию - преобразовывать массив данных цифрового изображения в картинку на экране. Каждый из пикселов кодировался числом, имеющим размер от одного бита до 32 бит. Хотя вру - 24-х, поскольку тогда еще никто и предположить не мог, что пиксел, кроме 3 байт RGB-составляющих цвета, может обладать еще и байтом прозрачности. Видеорежимы разделяются на палитровые и непалитровые. Непалитровые режимы - это наши любимые high color (16 бит для RGB компонент: 5-5-5 или 5-6-5 бит) и true color (24/32 бита - по байту на цвет). С палитровыми режимами дело обстоит несколько сложнее. Перед активизацией нужного режима необходимо заполнить специальный массив данных - палитру (информация о RGB составляющих каждого цвета, входящего в палитру). Палитровые режимы - это режимы с количеством цветов, меньшим или равным 256. Для совместимости между собой видеоадаптеров различных производителей был придуман стандарт VESA. Это расширение возможностей (а их к этому времени сильно не хватало) стандартного 0х10 прерывания BIOS, отвечающего за работу с видюхой.
Назад на стр. 012-062-1 Содержание Вперед на стр. 012-062-3
|