ПАРАД МЕДИА-НОСИТЕЛЕЙ

Спецвыпуск Xakep, номер #018, стр. 018-046-2


Кроме пластинок, выпускаемых большими тиражами на фабриках, были еще и гибкие грампластинки, отличающиеся худшим качеством, которые студии звукозаписи выпускали в единственных экземплярах. Чел приходил в такую контору и говорил: "Хочу маме подарок!". Ему давали микрофон, и тот радостно наговаривал поздравление. Потом спич вместе с любимой маминой песней Кобзона вырезали на матрице из полиэтилен-терефталата.

Было у гибких пластинок и альтернативное применение. Поскольку нигде на просторах СССР ни "Битлов", ни "Uriah Heep" не тиражировали, а импорт считался контрабандой, то звукозаписывающие студии подрабатывали тем, что нелегально записывали на эти матрицы композиции буржуйских исполнителей. Когда матрицы кончались, а желание пополнить свою фонотеку новым хитом "Битлов" срывало крышу, меломаны находили альтернативный "винил"-R - рентгеновские снимки... Шел чел в поликлинику, жаловался на нестерпимую боль в районе легких и делал себе снимок соответствующего размера. Потом с этим снимком приходил в студию звукозаписи, и на нем, по полной аналогии с гибкими пластинками (благо, материалы схожи), вырезали ласкающий слух мотив. Вот и получила эта технология название музыки "на костях".

МАГНИТИЗМ

В пятидесятых годах на спасение меломана и пришла магнитная запись в виде бобинного магнитофона "Akai", а несколько лет спустя и компакт-кассеты "Philips", которая до сих пор повсеместно используется для записи в домашних условиях. Бобины уменьшились в размерах, их запихнули в маленькую коробочку и придумали особый стандарт. Также лента теперь имеет четыре дорожки. Одна дорога - на левый канал, другая - на правый, и все это на две стороны. По длительности кассеты бывают на 30, 60, 95 и 120 минут. Зависит это от толщины ленты. Чем тоньше лента, тем больше ее поместится на катушку. Нормальная скорость кассеты в мафоне - 4.76 сантиметра в секунду.

Запись на магнитную ленту производится следующим образом: из микрофона (или другого источника) звуковые колебания, преобразованные в электрический ток, проходят через обмотку головки (электромагнита) и намагничивают полимерную ленту, покрытую оксидом железа, протягиваемую двигателем. Воспроизведение записи происходит наоборот: пленка протягивается перед головкой, в ней возникает ток, который через усилок поступает на колонки.

Дальше стали использовать хромовый слой (CrO2), и качество записи резко улучшилось.

Общеизвестно, что магнитная лента, наматываемая на бобины, использовалась на больших предприятиях для хранения инфы. Но кассета от нее в этом плане сильно не отстала. Еще лет десять назад на просторах бывшего СССР были популярны так называемые "видеоигровые компьютеры" "Орель БК-08", которые, наряду с 64 килобайтами оперативки, имели ПЗУ емкостью 16 Кб, в которой находился интерпретатор Бейсика. А все остальные программы и игры загружались с компакт-кассет через подключенный к компу магнитофон a la момед (аналог to цифра), то есть кассеты хранили не только музыку, но и инфу любого вида. Помимо тривиальных аналоговых аудиокассет существуют еще и цифровые (DCC - Digital Compact Cassette), единственное отличие которых заключается в цифровом представлении информации.

Назад на стр. 018-046-1  Содержание  Вперед на стр. 018-046-3