ПРОГУЛКА ЗА ПИРОЖНЫМИ Midi (midi@mail.ru) Спецвыпуск Xakep, номер #025, стр. 025-100-2 Нахрена я это рассказываю? А вот нахрена: во-первых, звук у, скажем, до и до-диез - разный, а во вторых, если у тебя есть midi-клава (или ты хоть раз держал в руках гитару), то черные клавиши на ней (и лады на гитаре) - это и есть повышенные или пониженные диезами-бемолями ноты. Аналогично в виртуальном пианино Cakewalk'а, так что хочешь не хочешь, а при записи нот это знать необходимо. Чтобы добавить к ноте диез или бемоль, надо щелкнуть правой кнопкой на требуемой ноте и в открывшемся меню нажать на плюс или минус у поля тона. Кстати, если ты еще не заметил, ноты здесь обозначаются латинскими буквами - как в мобилах. Например, нота "До" - здесь обозначается как "C", дальше считай сам. Еще рядом с нотой пишется номер октавы - от 0 до 8 - больше, чем на гитаре. Кстати, когда будешь набивать ноты (тренируйте слух, батенька, чтобы записать всплывший в голове с бодуна шедевр), не забывай, что каждая имеет свою длительность. Длительность есть, грубо говоря, продолжительность одного звука по отношению к одному такту, то есть одному делению отрезка нотной линейки, отделяемому при записи вертикальной линией. Эту самую продолжительность обозначают цветом ноты и количеством нарисованных на ней палок. Цифрами после скрипичного (или любого другого) ключа пишут, сколько нот и какой длительности должно быть в такте. Приведу пример: возьмем, допустим, "детский" размер 2/4. Сие значит, что в одном такте могут быть две 1/4 ноты (черная нота с одной палкой), половинная (прозрачная нота с одной палкой) или восемь 1/16 нот (черная нота с одной вертикальной палкой и двумя параллельными на конце), не считая всяких там пауз и пробелов. В общем, если кажется, что что-то не так написал, чтобы не прослушивать мелодию с самого начала, нажимай на "отделить" (изображение динамика) и щелкай по подозрительной ноте - зазвучит как миленькая. Кстати, получится прикольно, если, зажав кнопку мыша, провести по нотам с зада наперед. Well, с основными деталями записи нот на нотостане я тебя познакомил. С виртуальным пианино абсолютно та же история, только вместо линий клетки и звук можно сразу послушать, нажав на клавишу. Если нажмешь на "список событий", то заметишь, что там в столбик прописаны все параметры каждой написанной тобой ноты, так что можешь в любой момент изменить хоть длину ноты, хоть ее расположение и так далее. РАЗБЕРЕМСЯ С КОНТОЛЗАМИ ТРЕКА Все, с прописями закончили, пора переходить непосредственно к музыке. Я не думаю, что у тебя есть собственная многоголосая мидиха, так что пока будем редактировать чужую. Для примера я взял первородную версию советской баллады, перепетую группой "Rammstein", "Песня о тревожной молодости" (ей Богу, до лужниковского концерта оригинала не слышал :)). Первое, что видим после открытия ее в Cakewalk, - это десять midi треков, из чего делаем вывод, что Аудио (Mp3, Wav) и midi треба записывать на разных дорожках, иначе ни хрена не услышишь. Разворачиваем первый попавшийся трек - что там видим? Первое - канал. Для каждой дорожки надо выбирать отдельный (можно и тот, которого "нет" :)). Второе - Patch, то есть инструмент. Инструментов у нас тьма, и делятся они по способу извлечения звука у их оригиналов и принадлежности к электронике, то есть сначала струнные, потом ударные, электронные. Семейство Fx - так называемые спецэффекты - не советую их часто применять, так как к реальным инструментам все привыкли, а повторяющиеся эф-иксы быстро приедаются. Следующим в меню идут громкость и стереобаланс (гоняем влево/вправо монозвук из одной колонки в другую, посередине слышим стерео). Следующее - скорость - та же длительность нот. Поставишь на ноль - ничего не будет слышно, только в нотостане это можно применять к каждой ноте (жмакнуть правую кнопку мыша и выбрать "скорость"), а здесь - к треку в целом. |