Издательский дом ООО "Гейм Лэнд"СПЕЦВЫПУСК ЖУРНАЛА ХАКЕР #33, АВГУСТ 2003 г.

ЧТО НАША ЖИЗНЬ? GAMEZ! Рулим компьютерным клубом

Kirion (kazarian@real.xakep.ru)

Спецвыпуск Xakep, номер #033, стр. 033-012-3


Хорошо бы еще осуществить взаимодействие с нормальной базой данных (sql, естественно, упаси Боже от access :)). Существенно упростится изменение и внесение новой информации (можно даже написать отдельную прогу), составление отчетов (всего-то сделать правильную выборку), упростится взаимодействие различных частей системы (в базе можно хранить еще кучу другой нужной инфы и легко передавать ее - sql и транзакции рулят), а еще можно улучшить модель безопасности - ведь в базе можно хранить и аккаунты всего персонала, а для доступа к базе тоже нужен пароль :).

КУРСЫ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ

Перечитал предыдущий абзац и понял: я уже не могу думать как админ, я думаю как менеджер. Вот что значит один раз влезть в шкуру врага :). Кстати, менеджер клуба - работа намного более веселая, чем администратор. К тому же вполне подходит человеку, который получает высшее образование. Ты студент? Тогда оставь работу админа старшеклассникам :). Ах, ты школьник... Ну, тогда следуй заветам Ильича - учиться, учиться и еще раз учиться :). Как же стать менеджером? Можно, конечно, долго работать в клубе, не воровать и не жульничать, иметь хорошие отзывы... Через годик, может, и станешь, хотя вряд ли. Реальнее стать менеджером в новом клубе, хотя и в этом случае неплохо хотя бы месяц поработать где-нибудь простым админом, причем желательно на той же системе, которая будет стоять в твоем клубе. Так ты лучше узнаешь работу и не дашь простым админам тебя обманывать. Тебе ведь тоже перед начальством нужно отчитываться :). В моем случае дело было так: однажды в клуб зашла этакая бизнес-леди, села в VIP-зону и вскоре начала активно требовать консультаций. Она меня порядком достала, но тут в моей руке оказалась хрустящая бумажка. Люблю таких клиентов, чего для них не сделаешь :). Она заходила еще несколько раз, а потом рассказала, что хочет открыть собственный клуб, но плохо понимает в компьютерах. Вот он, мой звездный час ;). В итоге, правда, менеджером я так и не стал, появились более заманчивые предложения (более того, я даже не знаю, где она открыла клуб), но бизнес-план я честно составил и свои деньги за него получил :). Конечно, такие случаи бывают не часто, но они вполне реальны.

КЛУБ ПОД ПЕРЕКРЕСТНЫМ ОГНЕМ

Итак, представь, что тебе тоже повезло, и скоро откроется твой клуб. Помещение уже есть, компы закуплены, остался только софт. Погоди, а какие оси ты собираешься использовать? Ну, Линух мы можем отмести сразу - мы же игровой клуб делаем. Хотя, в принципе, для интернет-кафе может сгодиться и Линух. Только вот представь себе, как будут материться админы, уставшие объяснять каждому пользователю, куда тыкать мышой :). Винды - это наш выбор. Но какие? Удобнее всего поставить на клиентские тачки WinXP, а сервак сделать на Win2k. Поднимаем Active Directory, домен, NAT (об администрировании Win2k ты можешь прочесть в этом номере), и все пучком. Админам настраиваем достаточно привилегированные аккаунты. А на клиентских тачках обрезаем права по полной: шаг влево, шаг вправо - попытка улететь :). Пароль администратора оставляем себе - не стоит его никому давать, мало ли что. Только вот есть одна проблема: корпоративные версии WinXP (ведь машин много) и Win2k сервер стоят довольно дорого. Ты ухмыляешься? А вот это зря! Очень много клубов были закрыты в первый месяц своего существования, когда к ним по наводке приезжал какой-нибудь ОБЭП. Хочешь ходить по лезвию ножа или постоянно давать взятки - пожалуйста, ставь левые оси. В клубах же, где весь софт куплен легально, чаще увидишь что-нибудь из семейства Win9x и сервак на FreeBSD. Этот вариант, конечно, хуже - настраивать его сложнее. Да и права пользователей придется контролировать через клиент и реестр Виндов (есть в нем кое-какие полезные параметры), но все равно такую защиту можно обойти. Админам придется активно контролировать пользователей, а менеджеру - админов :). Еще есть соблазн поставить проксю, но я хочу удержать тебя от этого шага. Да, инет ты, кончено, сэкономишь, но приобретешь кучу головной боли. Во-первых, очень проблематично обеспечить взаимодействие прокси и системы управления клубом (хотя в некоторых системах есть встроенная прокся). Во-вторых, усложнится настройка машин. Ну и, в-третьих, очень сложно станет настроить некоторые игры на игру в интернете. Главным образом, это игры от Blizzard, использующие Battle.net. С CS и квакой все немного легче, но лагает через проксю обычно дай Боже. Так что возмущения прогеймеров (а обычные игроки редко играют по инету) тебе не избежать. Но на закупке осей дело не заканчивается. Нужен ведь еще и офис, и антивирус (желательно корпоративный). Ну и, конечно же, игры. Их не обязательно покупать на каждый компьютер. Для гамес, в которые играют по интернету на официальных серверах (опять-таки в основном это игры от Blizzard: Diablo, Warcraft, Starcraft), необходимо достаточное число cd-key`ев. Штук десять, обычно, хватает.

Назад на стр. 033-012-2  Содержание  Вперед на стр. 033-012-4