ВЫЖМИ НА ПОЛНУЮ Дениc Овсянников Спецвыпуск Xakep, номер #034, стр. 034-060-5 На сегодня формат MPEG4 представлен кодеками версий 3.xx, 4.xx и 5.0x. При кодировании можно использовать одно-, двух- и многопроходное кодирование, с установкой требуемого битрейта. По умолчанию используется 780 кбит/с, диапазон же варьируется от 28 Кб/с до 6 Мбит/с. Сжатие осуществляется динамически, что наиболее рационально. MOV В начале 90-х был довольно распространен формат *.mov от фирмы Apple. К сожалению или к счастью, этот формат не зашел далеко в своем развитии и остался позади конкурентов. Изначально позиционировавшийся как кодек для Макинтоша, он остался закрытым для разработчиков, поэтому мы не будем его подробно рассматривать, как морально устаревший. Однако и по сей день в интернете можно найти раритеты с разрешением для "извращенцев" типа 120х90. DV - ДЛЯ ПРОФЕССИОНАЛОВ Прямая запись видео в цифру была достигнута только с приходом формата Digital Video (цифровое видео). Это было настоящим прорывом в качестве, так как отпала необходимость транскодирования аналог-цифра и появилась возможность многократного копирования без потерь. Стандарт IEEE 1394 был разработан фирмой Apple и нацелен на высокоскоростную мультимедиа-периферию. Помимо "одомашнивания" видео, этим форматом пользуются профессионалы во всем мире. По спецификации ITU-R (международного профессионального ТВ-сообщества) кадр в DV стандарта PAL содержит 720 элементов по горизонтали и 576 строк. Пиксел имеет прямоугольное соотношение 1,067 (в отличие от M-JPEG с квадратным пикселем) и персональные значения YUV (яркость и 2 цветоразностных сигнала U и V). Каждому отводится по 1 байту. При равном числе независимых значений обозначается как 4:4:4, что довольно расточительно с точки зрения ресурсов. Обычно в работе используется соотношение 4:2:2 (в 1 строке в 2 раза меньше пикселов). В DV для камер субформата DVCAM, поддерживаемого фирмой SONY, уменьшают еще и цветовое разрешение. В итоге формат работы - 4:2:0, а цветовая матрица - 360х288 пикселов. Физическое разрешение формата при матрице CCD - от 500 линий. DV-формат является альтернативой более дорогому и профессиональному аналоговому формату Betacam SP. Хотя шкала представления графики в компьютере по RGB измеряется от 0,0,0 до 255,255,255 для каждой точки, что в совокупности и дает 16,7 млн. цветов, в DV используется ограничение. Любое изображение стандарта DV усекается в части динамического диапазона значений от 8,8,8 (черный) до 235,235,235 (белый). Материал в DV обычно 25 Мбит/с или 3,6 Мбайт/с с несжатым стереозвуком 48 кГц и 16 бит на канал. Существует формат записи, позволяющий записать 4 аудиоканала с частотой 32 кГц и глубиной 12 бит. Достигается такая плотность записи с помощью DCT (дискретно-косинусного преобразования). Компрессия по видео имеет постоянную величину (5:1), минута DV занимает 200 Мбайт, а на стандартную видеокассету mini-DV помещается 60 минут. При использовании субформатов DVCam и DVCPro изменяется только сам способ кодирования. При записи в любом из этих субформатов DV на ленту пишется до 1/3 избыточной информации для восстановления (маскирования ошибок) исходников в случае повреждения ленты, что никак не влияет на формат представления DV в компьютере. Фактически для перегона DV в компьютер не используются никакие платы для оцифровки сигнала, происходит прямое копирование с помощью системного устройства (его цена от 20 долларов). |