Издательский дом ООО "Гейм Лэнд"СПЕЦВЫПУСК ЖУРНАЛА ХАКЕР #34, СЕНТЯБРЬ 2003 г.

Эволюция звуковых технологий Dolby

p0r0h

Спецвыпуск Xakep, номер #034, стр. 034-080-1


(www.livejournal.com/~p0r0h)

Теория и практика многоканального звука

Одни под словом "Dolby" подразумевает объемный звук, другие - одну из многочисленных технологий, а для кого-то это всего лишь логотип на акустике или на билете в кино. Так что же оно означает на самом деле, и какие технологии стоят за ним?

История развития

Прежде чем начать говорить о технологиях компании Dolby Laboratories, стоит проследить, как вообще развивалась история многоканального звука и откуда он взялся.

Все началось в далекие 50-е годы, когда телевидение стало стремительно развиваться, а киноиндустрия, напротив, переживала не лучшие времена из-за обострившейся конкуренции с домашними "голубыми экранами". Чтобы исправить сложившуюся ситуацию, были применены новые возможности полноэкранного кино, а именно - стереофоническая звуковая дорожка. Изначально в кинотеатрах было всего несколько акустических систем, располагавшихся непосредственно перед зрителями, потом появился еще один звуковой канал - "effects channel", акустика которого находилась за спинами зрителей. Служил он для единичных эффектов, а из-за ограниченной полосы частот и ощутимого уровня шума применялся довольно редко. В широкоэкранном формате (70 мм) применялись дорожки со схожими характеристиками, поэтому "effects channel" стал использоваться гораздо чаще, что положительно сказалось на пространственном восприятии звука. Отсюда и его следующее название - "surround channel", и название акустики для него - "the surrounds". Развитие домашней техники тоже не стояло на месте, о чем свидетельствует появление в 1958 году стереозвука. К тому времени образовалось и двухканальное радиовещание (FM Stereo), так что слово "stereo" обрело большую популярность. Следующим толчком к развитию многоканального звука послужило появление в начале 70-х годов четырехканального формата - квадро. Суть его заключалась в том, что две дополнительные акустические системы размещались позади слушателя. В то же время имеющаяся аппаратура пока не позволяла передавать раздельно четыре канала, поэтому потребовались технологии для их обработки. Однако ничего революционно нового представлено не было и, как следствие, квадро-акустика не получила должного распространения. И тут на сцене появляется компания Dolby Laboratories.

Dolby Stereo

Свое восхождение на звуковой олимп компания Dolby Laboratories начала с середины 1970-х годов, представив технологию объемного звучания для кинопленок (35 мм) - Dolby Stereo. Такие пленки использовались еще с 30-х годов, но если раньше носителем звука были магнитные дорожки, то новая технология использовала оптические, а также фотоэлементы вместо прежних магнитных головок. Только теперь две стереодорожки занимали то же пространство, которое раньше требовалось одной.

Это стало возможным благодаря специальному процессору Dolby A-type Noise Reduction, обрабатывающему сигнал перед записью. Такой шаг позволил обеспечить совместимость новой стереофонической пленки со старыми проекторами.

Dolby Surround

В середине 80-х годов киноиндустрия вступила на следующий этап развития, экраны кинозалов все увеличивались, а, следовательно, увеличивались и требования зрителей. В том числе и к качеству звука. Особенно остро возникла необходимость во внедрении центральной акустической системы, прежде всего для должного восприятия пространственного звучания. Поэтому для кинозалов потребовался еще один канал - surround channel. Общая же схема объемного звука стала выглядеть так: четыре канала звука - левый (Left), правый (Right), центральный (Center) и пространственный (Surround). Чтобы соответствовать всем этим требованиям, компании Dolby Laboratories пришлось усовершенствовать схему аналогового декодера, применяющего более продвинутые алгоритмы. С этого момента появилась технология Dolby Surround, а затем и Dolby Stereo Optical. Также на рынке стали появляться простые декодеры Dolby Surround, которые позволяли прослушивать пространственный канал (surround channel) на домашней аппаратуре. Следующими декодерами стали "Dolby Surround Pro Logic", выделяющие и центральный канал (center channel). Все эти этапы и привели к появлению комплекса соответствующей акустики и аппаратуры - "домашнего кинотеатра". Причем совершенствование на этом не остановилось и продолжается до сих пор. Благо единые стандарты, контролируемые Dolby Laboratories, позволяют различным производителям акустики и сопутствующей индустрии добиваться все лучшего качества звучания.

Содержание  Вперед на стр. 034-080-2