УБЕРЕГИ CMYK ОТ RGB thorus (izgondurasa@pisem.net) Спецвыпуск Xakep, номер #034, стр. 034-088-7 В наше время большинство типографий, работающих с коммерческими клиентами, технически оснащены достаточно хорошо, но все же прежде чем отдавать оплату за тираж, стоит поинтересоваться, на каких машинах он будет печататься и будет ли возможность присутствовать на приладке. Сразу стоит упомянуть тот факт, что большинство фирм, принимающих заказы на печать – это не более чем простые посредники. Причем зачастую даже вторые посредники. И если ты позвонил в три "типографии" и получил примерно одинаковый порядок цен, это не значит, что это та цена, которая была выставлена реальной типографией. Именно такие посредники зачастую и отказывают в праве на участие в приладке. Не следует забывать о возможности нечестного, корыстного отношения персонала типографии (или, что еще хуже, начальства типографии) к чужим авторским правам. Недавно в одной из типографий печатался тираж альбомов художника N. Себестоимость одного изделия получалась порядка 1000 рублей. И каково же было удивление этого художника, когда он увидел в продаже свои альбомы по цене в 2,5 раза ниже себестоимости. К сожалению, подобные случаи не так уж и редки. Застраховаться от этого можно, но достаточно сложно. Увы. ПРИЛАДКА Ответственный, хотя и не очень долгий процесс. Заключается он в том, что печатник закрепляет на барабанах соответствующих красочных секций фотоформы, с которых будет производиться печать. Нанесение краски на поступающие в машину листы производится в той же последовательности, в которой обозначены цвета в аббревиатуре CMYK. То есть каждый лист бумаги проходит по порядку сначала секцию с голубой краской (Cyan), затем с пурпурной (Magenta) и т.д. Во время приладки у тебя есть возможность, хоть и минимально, но повлиять на цветность того, что ты печатаешь. Современные четырехкрасочные машины, управляемые электроникой, позволяют регулировать цвет зонально. Даже не цвет, а оттенок, но этот самый оттенок может кардинально изменить ощущение от работы в целом. А твой взгляд на то, как должна выглядеть работа, может основательно отличаться от взгляда печатника. Но вместе с тем стоит помнить, что цвет, который уже "поделен" во время процесса фотовывода, то есть физического цветоделения, является определяющим, и не стоит требовать от печатника невозможного. Процесс печати на современных офсетных машинах достаточно быстрый. Тираж в 1,5 тысячи листов "выгоняется" за час-полтора, но стопу отпечатанных листов лучше не трогать около полутора суток во избежание перетискивания влажной краски на соседние листы. Иногда, в целях ускорения высыхания тиража, во время печати применяются сиккативы – специальные порошки с определенными впитывающими свойствами. Применение сиккативов не всегда уместно ввиду того, что после высыхания мелованная бумага может стать несколько шершавой на ощупь. В процессе печати также возможна такая опциональная процедура, как УФ-лакирование. Ультрафиолетовые лаки будут очень полезны, когда ты захочешь, например, выделить какой-то фрагмент обложки издания. Краски в областях, покрытых УФ-лаком, становятся как бы глубже и ярче. Печать лаком производится как обычной краской. Лакирование может быть как полным, так и выборочным. Вслед за лакированием отпечатанные листы поступают в специальную ультрафиолетовую сушку, где происходит высыхание и фиксация нанесенного лака. После высыхания тиража производится резка, а затем опциональные послепечатные операции, такие как бигование, фальцовка, высечка, сшивка или склейка, тиснение, конгрев и переплетные работы. |