DИСКИ VЫСОКИХ DОСТОИНСТВ Берд Киви (kiwi@computerra.ru) Спецвыпуск Xakep, номер #034, стр. 034-098-3 Diversified, Very Diversified (разнообразная, слишком разнообразная) - о распространении множества несовместимых форматов записи и других разновидностей технологии. На фоне всех этих проблем нынешний успех DVD впечатляет настолько, что всерьез оспаривать его не берется уже никто. DVD-AUDIO ПРОТИВ SUPER AUDIO CD Начиная "великого раскола" 1999 года за право стать стандартом аудиозаписи нового поколения спорят две технологии - DVD-Audio от Matsushita и SACD от Sony. Первый из претендентов, DVD-Audio, в своих характеристиках частично пересекается с DVD-Video, что вполне естественно, так как в основу аудиоформата заложены те же принципы, что и при записи звуковой дорожки DVD-фильмов. Это, прежде всего, преобразование сигнала по методу PCM, правда, с более высокой разрядностью (до 24 бит) и частотой дискретизации до 96 кГц для многоканальной записи (5.1) и до 192 кГц для стерео. Употребление "до" отмечает гибкость этого формата в отличие от старого Audio CD, где качественные параметры жестко закреплены на 16 битах и 44,1 килогерцах. Благодаря гибкости обеспечивается часто необходимый компромисс между количеством и качеством треков. Кроме несжатого PCM, формат допускает сжатие с потерями в форматах Dolby Digital и DTS. Немаловажное преимущество дисков DVD-Audio в том, что они воспроизводятся не только на внешних плеерах, но и на компьютере с любым современным DVD-ROM-приводом и современной ОС (Windows 2000 или Windows XP). На дисках с DVD-Audio нередко бывает участок, совместимый с DVD-Video, где записываются видеоклипы или звук в DD/DTS-форматах. Альтернативный формат, Super Audio CD, изначально был разработан специалистами Sony Music для спасения музыкального архива, где магнитные мастер-ленты со временем теряют свои свойства и постепенно разрушаются. Технология кодирования DSD (Direct Stream Digital) задумывалась исключительно как профессиональный метод записи и хранения информации, однако, оценив перспективы разработки, руководство Sony решило посоветоваться с Philips. В итоге было принято совместное решение о внедрении DSD в бытовую технику в виде формата SACD, идущего на замену Audio CD, когда-то порожденного этими же фирмами. Конструктивно диск SACD идентичен DVD: здесь тот же размер питов и та же плотность размещения на дорожке, такая же оптика для чтения и 4,7 Гб полезной емкости. Но при этом, несмотря на физическую совместимость с DVD, на уровне кодирования аудиоданных SACD не имеет с DVD-Audio ничего общего, так как метод оцифровки звука DSD совершенно иной - с минимальной разрядностью в один бит и очень высокой частотой сэмплирования 2,8224 МГц. Кроме того, технология предусматривает гибридные диски, которые могут читаться и CD-приводами, для чего создается дополнительный отражающий слой. На CD-плеере, естественно, музыка с SACD звучит в прежнем качестве Audio CD. Противоборство конкурирующих форматов продолжается, каждый из "зачинщиков" стремится привлечь на свою сторону как можно больше производителей аппаратуры и звукозаписывающих компаний. Однако "схватки насмерть" все равно не получается, коль скоро принципиальной несовместимости между стандартами все же нет, и некоторые микросхемы/проигрыватели уже сейчас декодируют и воспроизводят диски обоих видов. И раз об окончательной победе одного из форматов речи пока не идет, то покупка именно универсального аппарата будет самым дальновидным шагом в подобной ситуации. Хотя бы потому, что одних популярных исполнителей издают на SACD, а других на DVD-Audio. |