Издательский дом ООО "Гейм Лэнд"СПЕЦВЫПУСК ЖУРНАЛА ХАКЕР #38, ЯНВАРЬ 2004 г.

ZX-Spectrum: автобиография титана

Yuri Potapov

Спецвыпуск Xakep, номер #038, стр. 038-076-1


Рождение, история и мутации культового компьютера

Прошло всего 20 лет, и вот память исчисляется уже даже не мега, а гигабайтами, и моя любимая игра Digger заканчивается быстрее, чем я успеваю что-либо разглядеть на экране. Но это сегодня, а тогда, в начале 80-x годов, все было иначе…

Рождение Speccy

Все началось в далеком 1979 году, когда фирме Sinclair Research Limited удалось выпустить домашний компьютер ZX80 с рекордно низкой ценой - всего 99 фунтов. Благодаря небольшим жертвам - вместо монитора этот комп использовал обычный телевизор, а в качестве дисководов - кассетный магнитофон – Синклеру удалось создать действительно доступный домашний компьютер, заодно обойдя на несколько корпусов ближайшего конкурента - Commodore PET, выпущенного на полгода раньше и стоившего в 7 (!) раз больше нашего новорожденного.

В 1981 году поступила в продажу новая модель ZX81, стоившая уже 60 фунтов. И ZX80, и ZX81 продавались в двух видах: в готовом и в виде набора деталей для радиолюбителей (в духе "сделай сам"). После этого знаменательного события компания Timex приобрела лицензию на производство всех разработок Синклера.

И вот в 1982 году появляется ТОТ САМЫЙ ZX Spectrum, выпускающийся в двух модификациях - 16K и 48K. Грамотно проведенная рекламная компания позволила поднять объемы продаж до 15 тысяч машин в неделю. Кстати, несмотря на то, что изначально Spectrum был предназначен для обучения, его популярность обеспечивали в основном геймеры, и общее количество игр, написанных для Speccy, исчисляется тысячами (по моим подсчетам, около 10000). В это же время было разработано и множество различных периферийных устройств - от принтера до светового пистолета.

К 1984 году появились более мощные домашние компьютеры от Atari, Commodore и Amstrad, но они не могли составить серьезной конкуренции - люди охотнее брали более раскрученный Спектрум, народу он полюбился и, к тому же, для него выпускалось несколько интересных специализированных журналов, таких как Sinclair User, Crush, Your Spectrum.

Детство

Несмотря на выпуск в конце 1985 года новой модели - ZX Spectrum 128, имеющей увеличенный объем памяти и встроенный музыкальный сопроцессор, всего через год компании Sinclair Research Limited пришлось расстаться со всеми правами на ZX Spectrum и его модификации в пользу фирмы Amstrad. Это произошло из-за провала ряда других проектов, таких как, например, компьютер Sinclair QL и электромобиль Sinclair C5.

В 1986 году теперь уже фирма Amstrad выпускает ZX Spectrum+2 со встроенным магнитофоном, а позже, в 1987, ZX Spectrum+3 со встроенным дисководом. Этот комп прославился полным отсутствием совместимости с оригинальным Speccy. Кроме того, его «встроенный дисковод» работал только с нестандартными дисками - размером 3 дюйма и объемом 160 Кб.

Последней машиной, разработанной фирмой Amstrad, был выпущенный в 1988 ZX Spectrum+2A, при его разработке фирма вроде бы учла претензии пользователей, но фактически - это был тот же +2 с ROM от +3.

Тогда же Amstrad пришлось свернуть сначала +3, а в конце года - и все остальные модели, мотивируя это плохой продажей собственных разработок фирмы. Детище компании Timex, названное Super Spectrum, постигла та же судьба - Amstrad как правообладатель запретила производство и продажу этой интересной и опережающей свое время машины. Казалось, что на этой торжественной ноте история Спектрума должна была бы подойти к концу, ведь про Спек забыли и крупные издатели игрушек - последние гамесы, выпущенные, например, Ocean, CodeMasters и U.S. Gold датируются 1991-1992 годами, но на самом деле все только начиналось.

Содержание  Вперед на стр. 038-076-2