Издательский дом ООО "Гейм Лэнд"СПЕЦВЫПУСК ЖУРНАЛА ХАКЕР #44, ИЮЛЬ 2004 г.

Эффектный звук

Вадим Воронин & audiotest team

Спецвыпуск Xakep, номер #044, стр. 044-006-1


(voronin@audiotest.ru)

Как работают эффект-процессоры

"Я хочу, чтобы он был то ли плотнее, то ли сочнее и бархатистее, а то как-то суховато", - и вокалист потянулся к ручкам эффект-процессоров в рэковой стойке. Я уговорил его отдохнуть и хлебнуть чаю, а тем временем накинул на вокальную дорожку немного холла. Все стало сочно, плотно и бархатно...

Сегодня цифровые технологии позволяют реализовать множество мультимедийных проектов "не отходя от кассы", то есть в домашних условиях. Зачастую единственный необходимый инструмент для работы с мультимедиа – это комп. Не исключением является запись и редактирование музыкального материала. Конечно, в профессиональной студии звукозаписи компьютер – лишь одна из составляющих аппаратного комплекса, но в домашних условиях, где профессиональный уровень не требуется, комп способен заменить множество студийных шарманок. Так системный блок удачно сочетает в себе динамические и эффект-процессоры, микшерский пульт и многодорожечный рекордер.

Но то, что студия стала компактнее, вовсе не означает, что она стала проще в эксплуатации. Все дело в том, что домашние студии нередко используются самими музыкантами (а не профессиональными звукорежиссерами) для подготовки демо-записей, а музыканты и не должны разбираться в "кнопочках", они должны играть. Среди "самописцев" встречаются хорошие гитаристы, не знающие, чем обработать гитару, чтобы та звучала как у Joe Satriani, или клавишники, негодующие по поводу того, что инструмент в записи напоминает ионику, а не Hammond.

Эффект-процессоры

Для всех, кто хочет "звучать", этот материал о программных модулях обработки сигнала, в котором мы расскажем об основных принципах работы наиболее распространенных эффект-процессоров.

Программные модули – это самые обычные процессоры обработки сигнала, с той разницей, что реализованы они программно, а не аппаратно. Отсюда и все сходства: как аппаратно, так и программно реализуются линии задержки, процессоры динамической, пространственной и психоакустической обработки и т.д.

К сожалению, рассмотреть в рамках одной статьи все типы программных модулей невозможно, поэтому речь пойдет только о самых распространенных эффект-процессорах, без которых не обходится ни один музыкант при записи и сведении материала.

Compressor/Limiter

Из семейства процессоров обработки звукового сигнала компрессор и лимитер самые необходимые. Относятся они к процессорам динамической обработки и применяются при записи любых инструментов. Суть работы компрессора сводится к тому, чтобы уровнять динамический диапазон фонограммы. Для чего это нужно? Представь, что ты только что прописал вокальную партию для какой-нибудь композиции и теперь сводишь ее с фонограммой. Приблизительно подобрав соотношение уровней фонограммы и вокала, ты замечаешь, что в некоторых местах голос практически не слышен, а в других он резко выделяется. Происходит это из-за того, что фонограмма (в нашем случае вокальная дорожка) имеет множество пиков, значительно превышающих по уровню среднеквадратичное значение сигнала. Здесь пики – это и есть хорошо слышимые места в фонограмме, вылезающие на передний план. Как поступить? Увеличить уровень сигнала вокальной дорожки? Безусловно, слышно станет все, но пиковые значения тогда не только не уйдут с переднего плана, но и превратятся в сплошное линейное искажение (перегрузка), так как динамический диапазон у нас всегда ограничен. В этой ситуации необходимо уменьшить пиковые значения, не затронув среднеквадратичное значение сигнала. Как бы уровнять динамически фонограмму. Для этого и предназначены компрессоры. Давай подробнее рассмотрим алгоритм работы этого чудо-аппарата. Компрессор имеет 2 основные ручки регулировки: Threshold и Ratio.

Содержание  Вперед на стр. 044-006-2