Издательский дом ООО "Гейм Лэнд"СПЕЦВЫПУСК ЖУРНАЛА ХАКЕР #44, ИЮЛЬ 2004 г.

Работай со звуком профессионально!

Денис Дубровский

Спецвыпуск Xakep, номер #044, стр. 044-018-1


(blackcat@perehod.ru, www.perehod.ru)

Виртуальная студия Cubase SX 2.0

Программы, называемые «виртуальными студиями», позволяют создавать современную музыку от первых тактов мелодии до компакт-диска. Они способны синтезировать любой звук, имеют все необходимое для записи, монтажа и обработки партий различных музыкальных инструментов.

Кроме того, они неограниченно расширяются благодаря подключаемым модулям и соответствуют стандартам качества, принятым в звукозаписывающей индустрии. В самом простом случае для работы с такими прогами требуются звуковая плата, микрофон и MIDI-клавиатура. Но при необходимости любая «виртуальная студия» может быть интегрирована в состав профессионального студийного комплекса, и станет своего рода «центром управления» для любого количества звукозаписывающих устройств, приборов обработки и синтезаторов.

В настоящее время в нашей стране ходит множество мифов вокруг программных технологий создания музыки. Есть «профессионалы», утверждающие, что виртуальные синтезаторы не позволяют получить «качественный» звук, и что с их помощью нельзя добиться приемлемых результатов. Другие говорят, что с помощью виртуальных студий можно сделать «демозапись», но полноценный «продукт» записать невозможно – алгоритмы микширования потоков цифровых данных таких программ вносят сильные искажения. Третьи утверждают, что алгоритмы микширования очень хороши, а вот эффекты не позволяют работать «профессионально». Все эти разговоры мне напоминают известный анекдот, где водитель спрашивает женщину, ловящую такси: «Вам шашечки или ехать?» Если нужны «шашечки», то, безусловно, надо слушать мнение «авторитетов звукозаписи» и покупать за безумные деньги эксклюзивные приборы. Однако прямое сравнение качества звука виртуальных и «автономных» синтезаторов с помощью студийных акустических систем показывает, что при наличии приличной звуковой платы (ценовая категория от 150 долларов и выше) разница минимальна. Причем некоторые виртуальные синтезаторы уникальны, и их аналогов в «железе» нет. Например, VST инструменты фирмы Spectrasonics легко обходят по «плотности», обертональной насыщенности и «естественности» звука даже очень дорогие «автономные» конкурирующие устройства.

На самом деле, ситуация вокруг «виртуальных студий» достаточна проста. Есть ряд компаний, выпустивших революционные качественные продукты по ценам, очень похожим на демпинговые. Есть компании, выпускающие традиционную продукцию и продающие ее по «традиционным» ценам. И есть конкурентная борьба между ними, которая отражается в маркетинговых мифах и спорах между музыкантами на тему «что круче». Напряжение в борьбу добавляют и свободные форматы распространения музыки через интернет: многие музыканты начинают понимать, что нет особого смысла обращаться в традиционные лейблы, главным достоинством которых является наличие сетей сбыта компакт-дисков и кассет, дорогих студий, квалифицированных звукорежиссеров, также опытных продюсеров, знающих, как правильно «завернуть» музыкальный товар. Интернет делает бессмысленным существование таких компаний, ведь из-за возрастания популярности MP3 падают продажи компакт-дисков, и чем больше людей будут получать доступ во всемирную паутину, тем меньше музыки будет продаваться на традиционных носителях. Попытки изобретения «защищенных» форматов пока ни к чему не привели и вряд ли приведут, так как, к счастью, американское законодательство не распространяется на весь мир. Таким образом, все идет к тому, что шоу-бизнес в его нынешней ипостаси с технологиями «производства звезд» скоро станет никому не нужным. Интернет, современные творческие компьютерные технологии и независимые музыканты его похоронят.

Содержание  Вперед на стр. 044-018-2