Издательский дом ООО "Гейм Лэнд"СПЕЦВЫПУСК ЖУРНАЛА ХАКЕР #47, ОКТЯБРЬ 2004 г.

История UNIX

Roman aka Docent

Спецвыпуск: Хакер, номер #047, стр. 047-004-1


(d0cent@rambler.ru)

История *nix-систем насчитывает более 30 лет. Давай совершим небольшое путешествие во времени к самым истокам этой оси, в то время, когда компы были большие, а собственную ОС не писал разве что ленивый программер. Конечно, большая часть таких осей не дожила до нашего времени, а о многих из них не сохранилось даже малейших сведений.

Начало начал: от BESYS до MULTICS

UNIX был разработан американской лабораторией Bell Labs, входившей в состав конторы Bell Systems. История этой компании в области информационных технологий началась в 1957 году, когда ее сотрудникам потребовалась операционная система для собственного вычислительного центра, в котором использовалась ЭВМ второго поколения. От такой системы требовалось автоматизировать запуск некоторых программ и управление вычислительными ресурсами. Новоиспеченную систему назвали BESYS. Разумеется, она была совершенно не похожа на современные операционные системы, и применять ее могли разве что сами разработчики для собственных целей. А в те времена больше ничего и не требовалось – компьютеров было мало, и работали с ними лишь программисты и ученые, а уж о необходимости компьютера дома или в офисе никто не задумывался. В 1964 году контора приобрела более мощную машину третьего поколения, и тут же возник вопрос о новой оси, так как старая годилась лишь для той машины, для которой ее делали. Никаких общих стандартов совместимости тогда не существовало. Для участия в разработке операционной системы были приглашены специалисты из Массачусетского института и корпорации General Electric. И закипела работа над новой осью, названной впоследствии Multics (Multiplexed Information and Computing System), – многозадачной, многопользовательской ОС с разделением времени и пользовательским интерфейсом. С помощью нее несколько пользователей одновременно могли получать доступ к вычислительным ресурсам. При создании были использованы наработки Массачусетского института, реализованные ранее в другой экспериментальной оси – CTSS. В итоге, получилась достаточно сложная в использовании, громоздкая и дорогая операционка, в которой, к тому же, существовал ряд ошибок, связанных, в основном, с неудачно выбранным языком программирования PL/I. Кроме этого, среди разработчиков возникли некоторые организационные разногласия. Короче говоря, проект загнулся. Но оставил после себя различные идеи, в частности, идеи по файловой системе, которые были использованы в дальнейших разработках.

К чему приводит геймерство, или Начало «эры UNIX»

После закрытия проекта сотрудники Bell Labs на некоторое время пересели на созданную компанией General Electrics систему GECOS. Узкие возможности этой системы никого из работников лаборатории не устраивали. И в это время, как гласит легенда создания UNIX, один из разработчиков, принимавших активное участие в проекте Multics, Кеннет Томпсон, создал простенькую по тем временам игрушку – Space Travel, которая, к сожалению, не могла нормально работать на тех машинах, что имелись в лаборатории. Компьютеры ведь применялись лишь для научных задач, и никто не думал тогда об их использовании в качестве игровых автоматов. По официальной версии, Томпсон и его коллега Денис Ритчи написали начальству заявку на приобретение более мощной машины для разработки новой операционной системы. Если верить легенде, им всего лишь хотелось нормально поиграть в свое творение :). Заявку, разумеется, отклонили, и пришлось новоявленным геймерам довольствоваться небольшим (по тогдашним меркам) компьютером PDP-7, хотя он вполне подходил по объему оперативной памяти, да к тому же обладал графическим дисплеем. Тут-то и пришла им в головы мысль использовать эту машину для написания собственной универсальной операционки (а может, чтобы просто оправдаться перед начальством в потребности более мощной машины :)). Томпсон решил воплотить в невиданной доселе операционке все самые удачные идеи, которые появились при разработке Multics, а именно: иерархическая древовидная структура файловой системы, концепции файла и процесса, командный интерпретатор для пользователя, многопользовательский режим работы (могли работать два пользователя одновременно) и много чего еще. Работа шла таким образом: на имевшемся до этого компьютере General Electric 635 писали ассемблерный код и потом с помощью перфоленты переносили на PDP-7, на которой впоследствии отлаживали. Так было получено простенькое ядро будущей системы, текстовый редактор, несколько утилит и собственный Ассемблер.

Содержание  Вперед на стр. 047-004-2