Издательский дом ООО "Гейм Лэнд"СПЕЦВЫПУСК ЖУРНАЛА ХАКЕР #50, ЯНВАРЬ 2005 г.

Промышленная эстетика

thorus (izgondurasa@pisem.net)

Спецвыпуск: Хакер, номер #050, стр. 050-016-2


У любого буржуя (а весь прогрессивный промышленный дизайн традиционно создают в так называемых "странах цивилизованного мира"), как известно, голова работает в одном направлении: "Как заработать денег?". Есть и другое направление, хотя его можно считать разновидностью первого: "Как сэкономить денег?". В современном производстве предметов массового потребления во главу угла ставится именно прибыль. Увеличение производственного цикла даже на одну самую простую операцию приводит к солидному росту объема финансовых затрат и к появлению на плечах промышленного дизайнера (специалиста в данной отрасли промышленности и творческой натуры в одном лице) еще одной ноши.

Материалы

Во время работы над проектом будущего изделия дизайнер должен заниматься подбором или хотя бы учетом материалов, из которых будет изготовлен предмет, хорошо продумать условия, в которых будет эксплуатироваться продукт, представлять себе потребительскую аудиторию. Например, требования к материалам для изготовления детских игрушек и гигиенических принадлежностей совершенно разные, хотя все это может производиться из материалов, похожих по составу.

Если дизайнер работает, например, с оформлением посуды, игрушек для детей или предметов гигиены, то в первую очередь он должен думать не об эстетике, а о материалах: использовать можно только прошедшие сертификацию виды пластмассы или сплавов и применять сертифицированные красители. Во вторую очередь голова дизайнера будет занята эргономическими требованиями. В США был прецедент удачного завершения судебного процесса для истцов-потребителей, которые в результате долгой работы с неэргономичными клавиатурами заработали себе профессиональное заболевание, в чем и обвинили производителей этих самых клавиатур: не учли эргономичность – получайте огромные убытки.

Все эти факторы – объяснение форме производимого продукта и ограничения свободе творчества дизайнера. Да еще птицу-фантазию дизайнера держат в клетке особенности сферы промышленности и характер творческого задания. Промышленный дизайнер должен хорошо представлять себе технологические процессы, с которыми сопряжено производство. Если крыло автомобиля штампуется из листового металла, который по своим характеристикам не выдерживает перегибов более определенного градуса, то потребуется учесть свойства этой марки металла – нельзя осложнять и без того сложную жизнь инженерам и передавать им невыполнимую миссию по создании изгибов на негнущемся материале.

Все, копание в термине “промышленный дизайн” на этом закончим. Сведения на русском языке о том, как правильно ковать промышленный дизайн изделий можно найти в интернете: www.rosdesign.com/design/teorofdesign.htm и www.idi.ru.

Эргономика - (от греческого ergon - работа, nomos - закон) наука, изучающая влияние на индивида предметов, которыми он пользуется при работе, в психологическом, физиологическом и гигиеническом аспектах.

Первый случай внедрения концепции промышленного дизайна в производство – система производства швейных машин на заводах XIX века Исаака Зингера. Швейные машины выпускали в двух вариантах. Первый – с покрытием из черной краски (для крупных предприятий по производству одежды и ателье). Считалось, что ровный черный цвет будет меньше всего отвлекать трудящихся на ниве пошива одежды от основного занятия. Второй вариант - с декоративными металлическими накладками (для домашнего использования). Считалось, что декорированная швейная машинка как нельзя лучше впишется в домашний интерьер любого потребителя.

Назад на стр. 050-016-1  Содержание  Вперед на стр. 050-016-3