ВИДЕОАРТ Дмитрий Андрианов Спецвыпуск: Хакер, номер #054, стр. 054-012-3 Первым инструментом видеохудожников был паяльник: их эксперименты были основаны на примитивных способах искажения изображения на телеэкране - от мощных магнитов, отклоняющих электронные лучи, до искусственных эфирных помех. Позднее в их арсенале появилось другое мощное средство для самовыражения - видеокамера, с которой во многом связано условное деление видеоискусства на три направления: документальное, визуальное и концептуальное. В основе документального направления лежит видеосъемка неинсценированного события. Творчество художника этого направления заключается в способе подачи снятого материала и в аудиовизуальной аранжировке. Визуальное направление имеет авангардно-живописную основу. Объект творчества – искусственно синтезированное изображение и его динамика. Это направление скорее можно назвать видеодизайном. Концептуальное – наиболее эклектичное направление, оно использует любые средства телевизионной выразительности. Несмотря на то, что эти три направления возникли в самом начале эпохи видеоарта, они существуют и по сей день. Естественно, что такое деление более чем условно и самим художникам нет до него никакого дела, поэтому эта классификация живет отдельной от них жизнью. Видеоарт сегодня Видеоарт по-прежнему остается некой художественной лабораторией в андеграунде, открытой для всех желающих поэкспериментировать. В нее приходят смелые художники со своими идеями, мыслями и философией. Купить портативную цифровую видеокамеру и начать делать собственное видео сейчас может практически любой простой смертный. Именно такая открытость и доступность позволяет жить этому искусству независимо, принимая в свои ряды всех желающих. Зародившись именно таким образом за рубежом, это искусство достигло своего расцвета в наши дни. Эксперименты, которые проводили художники 1960-х годов, активно применяются в наши дни, что можно заметить всего лишь включив телевизор. Некоторые программы современного ТВ, например, нашумевшую "За стеклом" можно отнести к произведениям видеоарта. Программы телевидения все больше становятся похожими на нечто с приставкой арт-, чем на что-то правдоподобное и претендующее на какую-то серьезность. Все больше увиденного на нашем ТВ напоминает мне театр абсурда и сюрреалистические эксперименты. То, что обсуждается в этих программах, можно воспринимать только как бред умалишенного (чем не сюрреализм?). Не сомневаясь, могу сказать, современное телевидение отличается от видеоарта только своей коммерческой направленностью. Многие деятели художественного и музыкального искусства намеренно ограничивают себя от телевидения и других "средств массового угнетения". Некоторые выкидывают телевизоры как абсолютно ненужную вещь в доме, некоторые отключают в нем звук и тем самым превращают его в молчаливый предмет интерьера: лучше включить любимую музыку и насладиться картинками, мелькающими на экране. |