алхимия прошивки NEZUMI Спецвыпуск: Хакер, номер #063, стр. 063-066-3 С увеличением тактовой частоты возрастает нагрев, следовательно, необходимо позаботиться о хорошем охлаждении. Предельное значение множителя упирается в напряжение, которое необходимо увеличивать вместе с таковой частотой. Чем выше напряжение, тем быстрее происходят переходные процессы в кристалле, однако вместе с тем повышается нагрев — он растет как сумасшедший, ускоряя дегенеративные процессы в миллионы (!) раз, следовательно, кристалл может отказать в работе через несколько лет, месяцев или даже дней. Появятся глюки, избавиться от которых снижением напряжения/частоты уже не удастся! Так что тут главное — не перегнать! Разгонный потенциал графического процессора и памяти не одинаковы, на один картах лучше гонится процессор, на других — память (вообще-то можно и перепаять память при наличии паяльной станции или даже простого паяльника с бритвенным лезвием, но это уже экстрим). Высшая производительность достигается лишь при определенных соотношениях частоты процессора и памяти. Обычно это кратная частота, то есть при ней частоты памяти/процессора соотносятся как целые числа, например 1:2, но здесь нужно сказать об исключениях. Как правило, производитель находит «золотую середину» — от нее мы и можем «плясать», увеличивая обе частоты на один и тот же множитель одновременно (именно множитель, а не абсолютное значение частоты — учите мат. часть!). В серии GeForce 7800 (и некоторых других моделях видеокарт) графический процессор тактируется не одной тактовой частой, а сразу тремя! Различные блоки могут работать на различных частотах, значительно повышая свой разгонных потенциал. Обидно, что разработчики фирменных драйверов до сих пор не используют эти возможности и изменяют частоту блока растеризации (ROP) и блока пиксельных шейдеров (Shader Unit) синхронно с частотой блока геометрии, в то время как «железо» позволяет настраивать всю троицу строго индивидуально. Единственная лазейка, оставленная нам, — параметр geometric delta, который определяет превышение частоты блока геометрии по отношению к остальным блокам. Увы, воспользоваться ей на практике не удается никак. Шаг изменения тактовой частоты блока геометрии меньше шага остальных блоков, поэтому их частоты меняются скачкообразно, что для разгона очень нехорошо. Даже плохо. Но здесь мы сталкиваемся не с ограничением железа, а только с голимыми драйверами. Модификация BIOS'а позволяет решить эту проблему. Впрочем, меандр — ерунда. Опытные конструкторы знают еще со времен Z80, что логику лучше всего тактировать короткими импульсами, «отстающими» или «опережающими» процессор в зависимости от машинных циклов. Правда, сказать так намного проще, чем спаять. Вот и паяльник вам в руки. |