Издательский дом ООО "Гейм Лэнд"СПЕЦВЫПУСК ЖУРНАЛА ХАКЕР #68, ИЮЛЬ 2006 г.

Видео покажет, песенку споет

Сергей Никитин, Алексей Малашин

Спецвыпуск: Хакер, номер #068, стр. 068-088-2


DivX 3 – Наиболее старый кодек, алгоритм которого изначально был заимствован у Microsoft и представляет собой несколько измененную версию MPEG4.3 (здесь отсутствуют некоторые ограничения, сам же алгоритм не изменен). Обозначение складывается так: <видеокодек><битрейт в kb/s * 1000><аудиокодек> (по умолчанию, аудиокодек = MP3 128 kb/s). То есть, например, "fast3k" обозначает, что этот файл закодирован при помощи Fast Motion (для быстрых сцен) с потоком ~3000 kbps (а если быть точнее, то 2649 kbps), звуковая же дорожка представлена в формате MP3. Тогда как "low3k-DivXTon" говорит о том, что фрагмент представляет из себя Low Motion (для медленных сцен) ~3000 kbps с аудио в форме DivX Audio 64kb/s.

DivX5 – версия кодека, значительно отличающаяся от предыдущей (включает множество дополнительных возможностей) с улучшенными алгоритмами кодирования. Здесь нам предлагаются такие вкусности, как поддержка GMC (Global Motion Compensation – глобальная компенсация движения, что помогает снизить потери при сжатии кадров), Quarter Pixel (обработка векторов движения с точностью до четверти пикселя), а также моделирование восприятия изображения человеком (снижение качества картинки из расчета того, что глаз этого просто не заметит). Обозначаются же тестовые позиции здесь так: <режим сжатия (по умолчанию 1pass)><битрейт видео в kbps * 1000><алгоритм обработки><битрейт аудио (по умолчанию MP3 129 kbps)>. Покажем пример: "6k-gmc-bf-320" – говорит о том, что это однопроходное кодирование, с видеобитрейтом ~6000 kbps, примененными алгоритмами GMC и B-Frames и аудио в формате MP3 320 kbps, а "1k-qpel" означает сжатие за один проход с ~1000 kbps, алгоритмом Quarter Pixel и аудио по умолчанию.

XviD – Изначально это альтернативная разработка «сжимателя» MPEG4 с открытым исходным кодом, причем являющаяся конкурентом предыдущих двух (можно заметить, что XviD это обратное написание DivX). Тут надо сказать о том, что до недавнего времени кодер был весьма нестабильным, а результат его работы был далеким от приемлемого. Однако, последнее время позиции этого формата становятся довольно крепкими и он начинает получать распространение среди пользователей. Алгоритмы же работы весьма близки к DivX5, а обозначение тестовых трэков из тестового пакета совпадают.

РЕЖИМЫ СЖАТИЯ

Однопроходный (1 pass):

- с постоянным битрейтом (CBR – Constant Bit Rate): режим, когда каждая группа кадров (например, 25 = 1 секунде видео) имеют один и тот же размер; здесь хорошо то, что такой режим прост для кодирования и соответственно требует малых системных ресурсов, из минусов же надо отметить низкое качество получаемых фрагментов.

- с переменным битрейтом (VBR – Variable Bit Rate): здесь уже присутствует некоторая обработка, так для простых кадров используется лишь часть битов (а «лишние» кладутся в резервуар), тогда как для сложных используются все биты + резервные; поэтому здесь мы получаем лучшее качество изображения при чуть больших затратах ресурсов. Здесь же начинают проявлять интересные артефакты (из-за ограниченности размера резервуара): конец статичных сцен оказывается высшего качества (поскольку в резервуаре много дополнительных бит), а динамические сцены наоборот «плохие» из-за отсутствия нужных бит.

Назад на стр. 068-088-1  Содержание  Вперед на стр. 068-088-3