свобода воли или предопределенность? КРИС КАСПЕРСКИ АКА МЫЩЪХ Спецвыпуск: Хакер, номер #069, стр. 069-095-3 Таким образом, обобщенный религиозный опыт не дает ответа на наш вопрос, оставляя его предметом веры, каждая из которых рассказывает свою собственную сказку. [свобода выбора с научной точки зрения.] Во времена Ньютона существовало убеждение, что миром правят *законы* (термодинамики, например), которые не в силах нарушить даже сам бог! Собственно, для Ньютона бог и был монархом-законотворцем, устанавливающим законы природы и бдительно контролирующим их исполнение. Тут, кстати, можно было бы подискутировать на тему, что представляет собой бог - личность или машину? В первом случае бог может нарушать установленные им же законы, во втором - нет. Но лучше отложить этот разговор на следующий раз, а то нас уже и так заносит. Убеждение это носило скорее религиозно-догматичный, чем научный характер, и не было ничем обосновано или подкреплено. Результаты экспериментов никогда в точности не соответствовали теории и, кроме того, если какой-то закон срабатывал 1000000000 раз, у нас нет никаких гарантий, что то же самое произойдет и в 1000000001. Ученые знали, что все законы имеют границы применимости. В частности, расхождение в наблюдениях за Меркурием с теорией Ньютона, ничего не "знающей" об искривлениях пространства-времени, привели к созданию новой теории относительности, а попытки подсчета полной энергии излучения черного тела, которая в классической физике равнялась бесконечности, заложили первый камень в храм квантовой физики, но к квантовой физике мы еще вернемся, а пока продолжим говорить о ньютоновских временах. Нам, жителям XXI века, избалованным наукой и прогрессом, трудно (если вообще возможно) представить, какой восторг вызвал расчет Эдмунда Галлея (не путать с Галлилеем) времени появления кометы, названой впоследствии его именем (кстати говоря, для этого Галлею требовалось решить систему дифференциальных уравнений, чего он сделать не смог, и обратился за помощью к Ньютону, у которого такое решение было, но только тот не придавал ему большого значения, и именно Галлей убедил его опубликовать свой труд, ныне известный каждому школьнику). Окрыленные успехом, ученые поверили в то, что, опираясь на законы физики, они могут прогнозировать события на сколь угодно длительный срок, главное - учесть все факторы (типа, трение, сопротивление воздуха и др.) и произвести тщательный расчет. Пьер Симон Лаплас в "Опыте философии теории вероятности" описал любопытную концепцию (сейчас известную под именем "Демона Лапласа"), из которой следовало, что, зная координаты и импульс каждой частицы Вселенной и имея в своем распоряжении достаточно мощный вычислитель, мы сможем рассчитать абсолютно все события, которые только произойдут. В дословном переводе это звучало так: "Ум, которому были бы известны для какого-либо данного момента все силы, одушевляющие природу, и относительное положение всех ее составных частей, если бы вдобавок он оказался достаточно обширным, чтобы подчинить эти данные анализу, обнял бы в одной формуле движение величайших тел Вселенной наравне с движениями легчайших атомов: не оставалось бы ничего, что было бы для него недостоверно, и будущее, так же, как и прошедшее, предстало бы перед его взором", из чего следовал полный, абсолютный детерминизм и фатализм. |