ЖУРНАЛ ХАКЕР

Глоссарий кодера, или С Самого Начала

группа товарищей

Спецвыпуск Хакер, номер #004, стр. 004-004-7


Program MyCoolProgram;(это строка, с которой прога начинается)

Var A,B,C,D: Integer; (объявляем переменные...)

Begin (начинаем исполнение кода)

A=4; (присваиваем значение переменной А)

B=3; (присваиваем значение переменной В)

C=5; (присваиваем значение переменной С)

D:=(A+B)*C; (А значение переменной D будет равняться сумме А+В, умноженной на С)

Writeln ('Получилось аж ', D) (эта строка выведет значение переменной D на экран)

End. (программа кончается)

ЦИКЛЫ

Вот ты и сочинил свою первую прогу. Все кодеры начинали именно так, поверь мне. С комовским разъемом пониже спины никто не родился. Так, патетику в сторону, полетели дальше. Допустим, надо посчитать всю это бодягу 10 раз. Да с разными значениями A,B,C. Как? Десять раз переписать? С ума сойдешь. И тут тебе поможет классная вещь - ЦИКЛ. Цикл - это задание исполнителю повторить многократно одну или несколько указанных в теле цикла команд. Цикл представляет собой оператор объявления цикла и тело цикла. А ТИПОВ ЦИКЛА не один, а целых три. Причем каждый для своих целей. "Дык это ж окосеть можно!" - скажешь ты. И будешь не прав. Ну сам посуди: жизненная ситуевина - ты точно знаешь, что тебе надо что-то сделать в проге 10 раз подряд. Тут тебе поможет ЦИКЛ ДЛЯ (FOR). Ну а если ты не знаешь, сколько тебе надо считать или что-то делать, однако знаешь, что это надо ПОВТОРЯТЬ ДО ТЕХ ПОР, ПОКА (REPEAT ... UNTIL) чего-то там не станет таким, как нужно тебе. Ну а когда клубишься ты с перцами, то тут цикл третьего типа: пей пиво, ПОКА НЕ (WHILE) упадешь (не почувствуешь прилив сил и вдохновения). А в проге эти циклы оформляются так:

Цикл ДЛЯ (FOR)

FOR переменная: =начальное_значение to конечное_значение do

Begin

Тут то, что надо делать много раз. Называется ТЕЛО ЦИКЛА.

End;

Цикл ПОВТОРЯТЬ ДО ТЕХ ПОР, ПОКА (REPEAT ... UNTIL)

Repeat

ТЕЛО ЦИКЛА

Until (условие)

Этот цикл закончится ТОЛЬКО тогда, когда условие в скобках выполнится, то есть ЛОГИЧЕСКОЕ ВЫРАЖЕНИЕ в скобках станет ИСТИННЫМ. Например, 6>5 - это ИСТИНА (TRUE), а вот 4<0 - это ЛОЖНО (FALSE). Этот цикл ВСЕГДА ВЫПОЛНЯЕТСЯ ХОТЯ БЫ ОДИН РАЗ!

Цикл ПОКА НЕ (WHILE)

While (выражение) do

Begin

ТЕЛО ЦИКЛА.

End;

А вот этот цикл может и не выполниться ни разу, если выражение в скобках исходно ЛОЖНО. Вот как теперь можно решить нашу задачу с использованием цикла FOR:

Program MyCoolProgram;

Var A,B,C,D,I: Integer;

Begin {начало программы}

For i:=1 to 10 do

Begin {Начало тела цикла}

A=(Задать значение А);

B=(Задать значение В);

C=(Задать значение С);

D:=(A+B)*C;

Writeln('Получилось аж ', D)

End; {окончание тела цикла}

End. {окончание программы}

Если ты обратил внимание - появилась новая переменная I, она называется ПАРАМЕТР ЦИКЛА. Кстати, при повышенной внимательности ты увидишь, что объявлена переменная I, а в цикле она называется i (малая I). Так вот, запомни: в большинстве языков программирования РЕГИСТР ИМЕН ПЕРЕМЕННЫХ (ну, с какой буквы начинаются (продолжаются) имена переменных) компу глубоко по фигу. Такая ситуация не везде, но в большинстве случаев это так. Вот мы и решили задачу с повторением чего-то там нужное число раз. Просто? Еще как! Все просто, главное - просечь фишку...

Назад на стр. 004-004-6  Содержание  Вперед на стр. 004-004-8