МОНСТЕР САУНД

Спецвыпуск Xakep, номер #012, стр. 012-074-2


WT-синтез - воспроизведение заранее записанных в цифровом виде звуков - сэмплов. Инструменты с малой длительностью звучания обычно записываются полностью, для остальных может записываться лишь начало/конец и небольшая средняя часть, которая затем проигрывается в цикле в течение нужного времени. Для изменения высоты звука фрагменты проигрываются с разной скоростью, а чтобы при этом не сильно менялся характер звучания, инструменты составляются из нескольких сэмплов для разных диапазонов нот. Достоинства метода: предельная реалистичность звучания инструментов и простота получения звука. Недостатки метода: наличие жесткого набора заранее подготовленных сэмплов, параметры которых нельзя менять в реальном времени, большие объемы памяти для сэмплов.

Вывод из вышенаписанного таков: для синтеза звучания реальных инструментов больше подходит WT-синтез, а для создания новых тембров более удобен FM, хотя его возможности сильно ограничены.

Звуковуха inside

Переходим к водным процедурам, а именно - к строению звуковой карты. Основой звуковой карты является аудиочипсет, он состоит из нескольких чипов и выполняет функции воспроизведения, синтеза и обработки звука. Основой аудиочипсета является DSP (Digital Signal Processor), он выполняет обработку цифрового сигнала, наложение спецэффектов, компрессию и декомпрессию аудиоданных, управляет записью и воспроизведением оцифрованного звука. Проследуем дальше по коридору - здесь у нас codec (от англ. COder-DECoder). Кодек состоит из двух частей. Первая из них называется ЦАП (цифро-аналоговый преобразователь, DAC по-аглицки) и отвечает за преобразование звука из цифровых данных в собственно звуковую волну. Диаметрально противоположные DAC'у функции выполняет АЦП (ADC, аналого-цифровой преобразователь) - тут, я думаю, все ясно. Идем дальше, а именно - к синтезатору. Данный девайс может быть построен на основе FM-синтеза либо на основе WT, либо на основе того и другого. Звуковая карта почти всегда обладает собственной памятью: наличествует как ПЗУ, куда загружается набор инструментов General MIDI (128 мелодических и 47 ударных инструментов), так и ОЗУ, куда подгружаются сэмплы (неплохой фишкой является возможность карточки работать с оперативкой компа: ее как-никак больше, чем собственной, - следовательно, можно загрузить больше инструментов). Из подсобных девайсов обычно присутствует блок MPU, осуществляющий прием и передачу данных по внешнему MIDI-интерфейсу, а также блок микшера, реализующий сведение используемых на карте аналоговых сигналов. Количество и состав выводов звуковой платы может варьироваться в довольно значительных пределах, однако минимальный стандартный набор разъемов присутствует всегда. На любом аудиоадаптере есть выход для подключения акустических колонок, микрофонный вход и разъем игрового порта, который также служит для подключения MIDI-клавиатуры. На хорошей звуковой карте, поддерживающей технологии трехмерного звучания, есть и гнездо для второй пары колонок. Контакты всех разъемов на недорогих картах выполняются из железа или алюминия, на более качественных - из меди, а в самых лучших моделях покрываются слоем золота: это улучшает проводимость контакта, уменьшает шумы и искажения сигнала. В дополнение к вышеописанным разъемам на высококачественных звуковых платах могут устанавливаться гнезда линейного входа и выхода, предназначенные для подключения аналоговых звукозаписывающих устройств (например, магнитофона) или усилителей. Для присоединения внешних цифровых устройств на хороших полупрофессиональных и всех профессиональных картах предусмотрен также выход S/P DIF (Sony/Philips Digital Interface). Очень часто он реализуется на дочерней плате, подключаемой к аудиоадаптеру с помощью специального шлейфа. S/P DIF - это интерфейс для вывода цифрового многоканального звука, например, в домашних кинотеатрах, или для подключения внешнего сигнального процессора. Большинство современных звуковых карт рассчитаны на работу в слоте PCI.

Назад на стр. 012-074-1  Содержание  Вперед на стр. 012-074-3