МОНСТЕР САУНД

Спецвыпуск Xakep, номер #012, стр. 012-074-3


Уфф. С техникой вроде все (ну, почти все: может, еще будет, но совсем мало). А теперь...

Много истории

Как я уже упоминал, в 1983 году компания Yamaha разработала первый FM-синтезатор под названием DX-7. Врубившись в эту тему, разработчики комплектующих принялись проектировать звуковые карты. Одной из первых карт, если моя память не глючит, стала простенькая AdLib Music Synthesizer Card с поддержкой FM-синтеза, однако революция была впереди... Это свершилось в 1989 году, когда на арене появился Sound Blaster от Creative Labs. Эта карточка при всей своей простоте была первой с возможностями записи/воспроизведения и разрядностью оцифровки аж в 8 бит. Частота дискретизации при воспроизведении достигала 22 кГц (для того времени неплохо), была реализована и поддержка FM-синтеза. Стерео не поддерживалось. Впоследствии Creative Labs дополняет линейку своих продуктов новым SoundBlaster Pro, который воспроизводил звуки уже в стерео с частотой дискретизации до 45 кГц. Настоящим стандартом стала модель Sound Blaster 16, в которой запись и воспроизведение стали 16-битными. Эта карта хорошо зарекомендовала себя как в играх, так и при создании музыки (благодаря встроенной эмуляции MPU-401) и перетерпела несколько редакций (SB 16 VE, SB 16 PRO и т.д.). Популярность карт серии SoundBlaster была настолько велика, что в тени остались некоторые технологии, пытающиеся конкурировать с лидером. Например, стандарту Ultrasound компании Gravis так и не суждено было добиться всеобщего признания у пользователей и разработчиков, поскольку в это время практически все новые игры в своих системных требованиях содержали графу "SoundBlaster или полностью совместимая с ним звуковая карта". Кстати, о птичках, точнее о GUS'ях. Карты Gravis Ultrasound компании Advanced Gravis для своего времени были огромным достижением, качество звука поддерживалось на уровне 45 кГц стерео, дополнительно присутствовала куча полезных наворотов. Эти карточки, по сути, были первыми картами WT-синтеза. Последняя модель GUS'я поддерживала до 16 мегабайт памяти, стандартный набор сэмплов весил 5,3 Мб, а расширенный - до 60 Мб! Была разработана специальная система кэширования, при которой часто употребляемые сэмплы оставались в памяти, а ненужные выгружались и на их место подгружались новые инструменты. Но GUS был не полностью совместим со стандартами Sound Blaster и, следовательно, не поддерживался большинством игрушек и прикладных программ. И в 1997 году карточки были сняты с производства. (Но у меня до сих пор живет GUS Gold - и я вполне доволен. - прим. ред.) Что до Creative, то она тоже экспериментировала с WT-синтезом, результатами этого стали довольно неплохие карточки SB AWE32, SB AWE64 и семипрофессиональная карта SB AWE64 Gold.

Назад на стр. 012-074-2  Содержание  Вперед на стр. 012-074-4