СТУДТЕХНОСОФТ: ТЕБЕ, ТЕХНАРЬ

Спецвыпуск Xakep, номер #017, стр. 017-034-3


Давай менять свойства графика. Для этого шлепни на график и вызови контекстное меню, и в нем выбери "Формат". Не бойся - винт твой останется целым, а вот графику в этом случае придется туго, так как мы вошли в святая святых его настроек. Здесь можно изменить сеттингзы по своему вкусу. Я же сделал так, как показано на рисунке 6. Вижу, тебе не терпится посмотреть на мое творение и отождествить со своим. Удовлетворю твое любопытство: смотри рисунок 7.

В контекстном меню, помимо подменю "Формат", имеются еще две интересные для нас вкладочки, а именно "Трассировка" и "Масштаб". Трассировка позволяет пробегать по графику, определяя значения абсциссы и ординаты точки. При установленной галочке, как на рисунке 8, трассировщик будет "прилипать" к графику, не давая тебе дрогнуть или отступить от линии.

С масштабом графика все ясно даже первокласснику, однако здесь есть подводный камень: при включенной логарифмической шкале он не функционирует. Отключив в настройках эту фишку, можешь вволю насладиться масштабированием графика. Помимо декартовых координат, на панели "Графики" имеются еще полярные координаты, которые в способе применения не отличаются от описанного мною ранее.

Настало время выйти в трехмерное пространство, говоря просто - построить график поверхности, благо на панели "Графики" имеется большой выбор трехмерных "инструментов". Ввиду того, что наша родная и любимая функция, натянутая на шаблон чуть ранее, всего лишь одномерная, придется "раздуть" ее размерность. Предлагаю сделать это так: f(x,y)=sin(x)+cos(y).

Но прежде чем построить график этой функции, здесь, в отличие от простого графика, потребуется провести некоторую подготовительную работу. Нам надо будет создать массив значений функции в некоторых точках, который и будет в дальнейшем вставлен в шаблон поверхности. На рисунке 9 показана часть процедуры составления такого массива значений.

Сначала выбирается число разбиений, определяющее число значений функции, которое нам требуется подсчитать. Далее вводятся индексы "i" и "j", которые будут участвовать в создании массива. Причем две точки между 1 и n, указывающие на диапазон изменения, вставляются из панели "Арифметика" либо нажатием ";". Область задания функции в нашем случае - это квадратная сетка со сторонами 20х20. Далее подсчитываются промежуточные значения аргументов, то есть узлов равномерной сетки. И самая главная подготовительная деталь - создается собственно массив значений функции. В нашем примере это "M" с индексами "i", "j". Чтобы ввести нижний индекс, нужно кликнуть соответствующую кнопку в меню "Матрицы". И последнее, что остается сделать, чтобы насладиться графиком поверхности, - это вставить шаблон и в требуемое пустое место вписать буковку «М» (нашу матрицу значений). Свойств и настроек графика поверхности на порядок больше, чем у простого графика, посему поле деятельности твоей фантазии здесь ограничивается лишь твоим терпением. Я же сделал пару-тройку прицельных нажатий на кнопочки и получил то, что можно увидеть на рисунке 10. Причем количество графиков по созданной матрице значений можно настрогать немереное. Кстати, остальные типы трехмерных графиков строятся по нашей матрице совершенно аналогично, причем так же быстро можно в свойствах графика поменять его тип.

Назад на стр. 017-034-2  Содержание  Вперед на стр. 017-034-4