СТУДТЕХНОСОФТ: ТЕБЕ, ТЕХНАРЬ

Спецвыпуск Xakep, номер #017, стр. 017-034-6


СТАРЫЙ РОЯЛЬ - GRAPHER

По сравнению с двумя вышеописанными продуктами эта программа менее универсальна, однако со своей основной задачей - построением графиков - она справляется безупречно. Несмотря на пожилой возраст (версия, которой пользуюсь я, скоро отметит свое десятилетие), она все же держится бодрячком. Приступим.

При создании нового документа (рисунок 15) программа предлагает на выбор 3 способа: собственно систему координат, электронную таблицу либо текстовый файл. Остановимся на первом, обозначенном «Plot».

Создав его, мы получаем чистый лист. Теперь лезь в меню «Graph», раздел «Function», и твоему взору предстанет диайлог, заполнить который - наш долг. Смело вписывай функцию, выставляй интервалы ее задания и выбери шаг (так, как показано на рисунке 16).

Если тебе еще не наскучили атрибуты, можешь побаловаться со стилем линии (Line Style), и, кликнув "ок", получи знакомую картину. Если тебе это показалось скучным, предлагаю получить тот же результат, изрядно попыхтев. Удовольствие тебе обеспечено. Итак, в меню «Graph» есть раздел «Line or symbol». Здесь надо определиться: набить вручную таблицу значений функции или использовать файл с расширением dat. Первая альтернатива скучна до безобразия, а вот вторая - прельщает своей загадочностью. Раскрою страшную тайну: сейчас мы немного попрограммируем. В качестве языка возьмем «Turbo Pascal». Хотя любители других языков могут сделать то же самое на своих. Нам потребуется создать файл, где через запятую будут идти координаты «x» и «y» нашего графика. Причем каждая пара координат будет разделена. Вот листинг программы:

Uses Crt;

Var y:Array[0..2000] of real;

dx: real;

n,T: integer;

f0: text;

Begin

dx:=0.01;T:=2000;

Assign(f0,'1.dat');

ReWrite(f0);

For n:=0 to T-1 do

begin

y[n]:=sin(n*dx)+cos(n*dx);

end;

For n:=0 to T-1 do

begin

writeln(f0,n*dx,' ',y[n]);

end;

close(f0);

readkey;

end.

Как ты мог заметить, в качестве функции мы снова взяли сумму синуса и косинуса. Так, теперь файл 1.dat создан, и можно вернуться к построению графика. Жми снова на «Line or symbol», найди новоиспеченный файл и подтверди его причастность к графику, нажав «Enter». Далее всплывет окно, касающееся координатных осей, - опять «Enter», так как все уже сделано в Pascal'е. А вот следующее меню изучим поподробнее. Смотри на рисунок 17 и удивляйся: «Grapher» сам все за тебя сделал (определил максимум и минимум функции, разобрался с шагом аргумента, нашел начало и конец функции). Тебе осталось только еще раз нажать «Enter». Хотя именно здесь можно изменить атрибуты графика - напротив слова «Curve» есть тоненькая полоска, которая показывает текущую толщину и цвет линии. Двойным нажатием можешь исправить положение дел, выбрав требуемые цвета и размеры графика. Чертить графики здесь очень просто.

КАДЕТСКИЙ КОРПУС AUTOCAD

Появившись в далекие "икстишные" времена, эта программа бурно развивалась, и то, что мы имеем в наше "икспишное" время, представляет собой отличное средство для проектирования. Последняя версия названа «AutoCAD 2002». В нем реализованы встроенные языки программирования «Visual LISP», VBA, C++. На основе «AutoCAD» разработаны приложения для геодезии, картографии, архитектуры и некоторых других сфер деятельности, касающихся проектирования. Данный продукт настолько многогранен, что приведенные ниже примеры лишь капля в море его возможностей. Но, как говорится: лучше один раз покликать и тут же заныкать. Я насиловал версию 15.

Назад на стр. 017-034-5  Содержание  Вперед на стр. 017-034-7