МЫЛЬНАЯ ВЕРЕВКА БЕЗ КОНЦА

Спецвыпуск Xakep, номер #018, стр. 018-056-2


ЗАЧЕМ СМОТРЯТ?

Моя бабушка на вопрос, почему она так любит сериалы, ответила просто и незамысловато: "Так ведь жизнь показывают!". Ладно, спору нет, в определенном возрасте человек уже не ведет активный образ жизни, и просмотр "чужих жизней" начинает доставлять удовольствие. Но почему сериалы часто обожают молодые здоровые люди - здесь уже так легко не ответишь. Чаще всего причин несколько.

Первая - это то же самое недовольство собственной жизнью. Человек приходит со скучной, серой работы с девяти до шести (или с десяти до семи, как уж повезет), после чего легким движением руки отправляется в волшебный мир сказки, где все красиво. Где бурлит жизнь и кипят страсти. Где каждый момент может стать ключевым в отношениях. Все знают, что Антуанна скрывает от Хуана свою беременность от Фейхоана, но гадают о том, успеет ли злобная Марионетта сообщить об этом Хуану, прежде чем глаза ему раскроет добрая Флажилетта, мама Матильдона. Кажется, я ничего не перепутал. Где все так разительно отличается от привычных будней, что хочется снова и снова спешить домой, стараясь не упустить ни одной серии. Ибо окошко в эту чудесную страну вскоре превращается в зависимость, довольно сходную с наркотической.

В период же "межсезонья" (это когда серии кончились) вчерашние зрители перебиваются случайными находками: тут переиздание мемуаров Измеральды, тут очередная часть "Богатым тоже плохо". Тот факт, что бурное развитие событий на экране не имеет ничего общего с бурным развитием сюжета, никому не мешает. Важно не то, что в итоге происходит с героями и героинями, - важен сам процесс. Собственно, эмоции, которых понапихано по самое не балуйся. Дальнейшее забавно: человек настолько втягивается в показываемую ему жизнь, что начинает реально испытывать все те эмоции, которые ему так навязчиво, но красиво демонстрируются. Вживается в роль. И теряет при этом ощущение собственной жизни, свои привычки и особенности. Замещает все это эмоциями и событиями чужой жизни.

Человеку свойственно стремиться к получению удовольствий. При этом немногие находят в себе силы заниматься медитацией, аутогенной тренировкой и подобными вещами для достижения нирваны. Большинство же обходится так называемыми внешними раздражителями - тем, что они видят, слышат и чувствуют; та самая жизнь. Известно, что человек, лишенный внешних раздражителей (например, помещенный в специальную камеру), очень быстро начинает сходить с ума - мерещатся голоса, появляются странные запахи и ощущения.

Такое привыкание к получению внешних раздражителей через телесигналы приводит к тому, что человек все меньше стремится обращать внимание на свою собственную жизнь и, как результат, все больше замыкается в собственных рамках. Постепенно забываются все те удовольствия, которые раньше радовали и приносили интересные ощущения. Пропадает большинство прежних интересов, привычки строятся вокруг программы телепередач и так далее. Пожар на Останкинской телебашне в том числе и поэтому был так значим: куча народу лишилась своего жизненного расписания и прочих социальных установок. Те же признаки почти наркотической зависимости от сериалов.

Назад на стр. 018-056-1  Содержание  Вперед на стр. 018-056-3