ЗВУКИ РЕАЛЬНЫЕ, НЕРЕАЛЬНЫЕ И КИНОШНЫЕ

Спецвыпуск Xakep, номер #018, стр. 018-070-1


Аврыло Селянинович (bob-brbrus@narod.ru)

«ЗВУК - ЭТО ПОЛОВИНА ФИЛЬМА» (ДЖ. ЛУКАС)

Когда выкатили на суд мира первую серию «Звездных войн», дядька Лукас готовился отбрыкиваться от шустрых журналюг на пресс-конференции как раз по поводу начала массового проката. Журналюги, понятное дело, перья и языки наточили заранее, готовые биться за правду до последнего патрона. Однако дядька Лукас первой же фразой отправил большую часть правдолюбцев в глубокий нокаут. Привожу почти дословно: «Леди и джентльмены! Хочу сразу же сделать некоторые оговорки, которые, надеюсь, помогут нам избежать ненужных прений и позволят конструктивно поработать. Первое: мы осведомлены о том, что в свете нынешних научных представлений движение со скоростью выше скорости света - нонсенс. Второе: мы понимаем, что даже корабль Люка Скайокера не вынес бы перегрузок при маневрах, представленных в фильме, не говоря уже о самом Люке. И главное: авторскому коллективу фильма прекрасно известно, что взрывы в космосе не слышны!».

Когда я об этом впервые прочел, мое уважение к Лукасу возросло неимоверно. Но о нем нужно рассказывать отдельно. А здесь спич будет как раз о тех случаях в кинематографе, когда взрывы слышны (хотя и не должны). А если проще, то о звуках из фильмов и их соответствии звукам реальным, то есть где и в чем нашего брата (сестру) дурят.

«Леди и джентльмены! Хочу сразу же сделать некоторые оговорки, которые, надеюсь, помогут нам избежать ненужных прений и позволят конструктивно поработать. Первое: мы осведомлены о том, что в свете нынешних научных представлений движение со скоростью выше скорости света - нонсенс. Второе: мы понимаем, что даже корабль Люка Скайокера не вынес бы перегрузок при маневрах, представленных в фильме, не говоря уже о самом Люке. И главное: авторскому коллективу фильма прекрасно известно, что взрывы в космосе не слышны!».

Такой звук можно услышать только от киношного меча - явственный скрежет металла о металл. Настоящее боевое оружие, хоть меч, хоть кинжал, выходит на свет с тихим, на грани слышимости, шелестом, напоминающим змеиное шипение.

Озарение снизошло на звуковиков при прослушивании записей китовых голосов. Звуки и впрямь неземные, потусторонние. Однако использовать их в чистом виде было бы совсем не по уму, и к китовым завываниям были добавлены рев быков, треск перфоратора и еще с десяток как реальных, так и синтезированных звуков.

В последнем эпизоде Джуэлз убедительно и аргументировано (аргумент 45-го калибра) просит лопуха-гопника Ринго выдать ему свой бумажник, сообщая в качестве опознавательного признака надпись «Bad Mother Fucker». Перевод надписи в интерпретации РТР: «козел». Вот так вот - взяли и коренного пацана, пусть и в завязке, закозлили!

НЕМНОГО ИСТОРИИ

Первый раз «великий немой» заговорил и запел в фильме «Певец джаза» (Голливудщина, 1929 год). Вообще-то, со звуком для фильмов химичил еще дедушка Эдисон в конце девятнадцатого века, но дело у него не заладилось, да и никчемным это тогда казалось. Но - заговорил немой, и пошла писать тон-студия! Первое время треки к фильмам представляли собой только песни, мелодии да реплики актеров. Позже стали появляться и звуковые оформления событий. Поскольку речь в основном о них, поглядим попристальнее.

Содержание  Вперед на стр. 018-070-2