ЗВУКИ РЕАЛЬНЫЕ, НЕРЕАЛЬНЫЕ И КИНОШНЫЕ

Спецвыпуск Xakep, номер #018, стр. 018-070-2


Первые событийные звуки не отличались богатством. До 1941 года звук в фильмах был в формате «моно», да и техника пишущая была дохловата, так что богатству тут взяться неоткуда. Кроме того, банков звуковых эффектов тогда не было, и писалось все с живых объектов или событий. Взрыв - со взрыва, стук колес трамвая - с живого трамвая. С одной стороны, это добавляло достоверности, а с другой... ну вот когда в фильме «Чапаев» звук стрельбы «максима» слышен и в паузах между очередями (да еще и совершенно одинаков как при нахождении пулемета в кадре, так и тогда, когда он за спиной оператора), то с достоверностью тут явные напряги. Зато актеры тогда пели и говорили сами, а это, согласись, уже немало.

Постепенно киношный звук стал не менее важен, чем изображение. Звуковые банки данных сегодня достигли гигантских размеров и непрерывно пополняются. С приходом цифры в синема звук не просто получил новое дыхание - он заново родился! Объемный звук, синтетический звук, звуковые спецэффекты, разделение профессий звукооператора и звукорежиссера...

ОТКУДА БЕРЕТСЯ ЛАЖА?

Даже при наличии в настоящее время гигантской индустрии звукозаписи с бешено дорогими тон-студиями в специально оборудованных помещениях, при всей крутизне цифровых стандартов и терабайтах звука в банках этих студий все равно остается пока существенная разница между реальным и киношным звуком. Условно эту разницу можно подразделить на следующие категории:

1. Косяки, вызванные некомпетентностью или ленью звукорежиссеров, либо неумением актеров.

2. Несоответствие звуковых эффектов реальным звукам по причинам художественного плана (реальные звуки неэффектные и бледные).

3. Реальные звуки неизвестны или вообще в природе отсутствуют.

4. Ляпсусы дубляжа, перевода или другие пропущенные накладки со звуком.

ГЛЮКИ ЛЕНИ

Эта категория - самая массовая, и примеров тому просто легион. Чаще всего ляпы случаются из-за того, что звукорежиссерам просто лень искать нужные треки, и они берут первые попавшиеся, более или менее подходящие к случаю. Пример номер раз - кочующие из фильма в фильм треки ночной тишины. Не слыхал такие? Ну, это когда там имеется слабый шелест листвы, неизменный крик серой неясыти на заднем плане и пение речного сверчка на переднем. Что это за звери? Серая неясыть - одна из самых распространенных сов Евразии. Крики ее (низкий сипловатый свист структуры «ху-у... ху-ху-ху-у-у-у») очень характерны и легко запоминаются. Речной сверчок - мелкая воробьиная сволочь, его пение - непрерывная журчащая трель, тоже запоминается крепко. Спорить не буду, звуки это действительно ночные, но они имеют привязку к маю-началу июня (сверчок поет только в указанные месяцы) и территориально - к речным поймам (сверчок оправдывает название речного, гнездясь только по берегам рек, неясыть - лесная сова). Поэтому едва я слышу означенный трек в эпизоде, действие коего разворачивается в степи в конце августа, то лично мой профессионально-орнитологический слух это режет, как серпом по... А уж если у звукорежиссера хватает фантазии вклеить в трек глухую кукушку (сибирский вид кукушки, в отличие от привычной европейской крик такой, словно ей глотку передавили: «у-ут... у-ут») под кадры европейского города («Вой») - можно ждать чего угодно.

Назад на стр. 018-070-1  Содержание  Вперед на стр. 018-070-3