Издательский дом ООО "Гейм Лэнд"СПЕЦВЫПУСК ЖУРНАЛА ХАКЕР #44, ИЮЛЬ 2004 г.

Эффектный звук

Вадим Воронин & audiotest team

Спецвыпуск Xakep, номер #044, стр. 044-006-5


Работая с эквалайзерами, не забывай, что все в этом мире относительно: глубокий бас – это хорошо, когда остальная часть спектра не так выделяется, а "песочного" верха не добьешься, если уже сильно поднята средняя часть спектра. Каждая частота прекрасна по-своему, но если ты выделишь все частоты, ты получишь ту же картину, что и на входе, только с большим общим уровнем.

Reverb

Очередной эффект, без которого не обходится практически ни одна запись. Особенно ревербераторы полюбились вокалистам, так как голос после обработки этим эффектом звучит более насыщенно (если не переборщить с регулировками).

Некоторые программные ревербераторы имеют большое преимущество перед аппаратными, так как их интерфейс выполнен не в виде огромного количества регуляторов, а в виде виртуального помещения, изменяя параметры которого, ты и добиваешься необходимого эффекта. Изменять в таких помещениях можно размеры стен и материал, из которых они изготовлены, форму помещения (с округлыми очертаниями или прямыми углами) и т.д.

Вообще, реверберация (как и Эхо) – это естественное природное явление. Реверберация – это совокупность акустических переотражений звука от различных поверхностей. Такие отражения приходят в определенную точку помещения с разной задержкой и сливаются между собой, в этом и состоит эффект реверберации. Нельзя не провести параллель ревербератора с эффектом Эхо. Дело в том, что звуки сливаются воедино, если временной интервал между пришедшими в одну точку пространства отражениями не превышает 100 мс, в противном случае получим эффект Эхо.

Expander/Gate

Гейт и Экспандер относятся к процессорам динамической обработки сигнала. Как правило, оба эффекта реализуются в рамках одного модуля, поэтому рассматривать их будем вместе.

Гейт – устройства проще придумать, наверное, невозможно. Тем не менее, простота гейта не умаляет его значимости в аудиопроизводстве. Гейт призван избавить аудиоматериал от лишних шумов на стадии микширования и записи. Ты, наверное, замечал, что если полезный сигнал отсутствует на входе любого звукового устройства, то становятся слышны различные шумы устройства, подключенного на вход. Например, в паузах между исполнением вокальной партии мы слышим шум микрофона, а если замолкает гитара, то становится заметен неприятный гул. Разумеется, все шумы и гулы присутствуют постоянно, но относительно полезного сигнала они практически не различимы на слух. Да и избавиться от них, вырезав из полезного сигнала, - задача не из простых. Убрав же ненужные шумы в паузах различных инструментов, можно значительно повысить качество всей фонограммы. Ознакомимся подробнее с алгоритмом работы гейта.

Работает гейт чрезвычайно просто: как только в процессе звучания инструмента возникает пауза, гейт блокирует сигнал на своем выходе. Таким образом, записывается уже не шум микрофона или гул гитары, а просто тишина. Гейт (экспандер) имеет такие же названия регуляторов, как и у компрессора, хотя значения этих регуляторов здесь отличаются.

Назад на стр. 044-006-4  Содержание  Вперед на стр. 044-006-6