Издательский дом ООО "Гейм Лэнд"СПЕЦВЫПУСК ЖУРНАЛА ХАКЕР #44, ИЮЛЬ 2004 г.

Работай со звуком профессионально!

Денис Дубровский

Спецвыпуск Xakep, номер #044, стр. 044-018-4


При запуске воспроизведения в «поле событий» начинает бежать вертикальная линия – курсор позиции песни. Локаторы, которые находятся на линейке времени, позволяют быстро перемещать курсор в указанное место. Также локаторы отображают позиции циклического воспроизведения и точек начала/окончания записи. В Cubase применяется несколько нестандартный способ установки позиции локаторов: щелчок мыши с удерживанием клавиши Ctrl (левый локатор) или Alt (правый локатор). После того как позиции локаторов определены, нажатие кнопки «1» на цифровой (правой) части компьютерной клавиатуры приведет к «перепрыгиванию» курсора в позицию левого локатора. Нажатие кнопки «2» переместит курсор в позицию правого локатора. Такая система управления курсором позиции песни на самом деле очень удобна в практической работе.

Сигналы от MIDI-клавиатуры записываются на MIDI-дорожки (рис.3), которые создаются с помощью команды Add MIDI Track контекстного меню «листа дорожек». Каждая дорожка настраивается для работы с виртуальным или внешним синтезатором. Таким образом и происходит сочинение композиции: создаем MIDI-дорожку, назначаем на нее синтезатор, выбираем звук синтезатора, придумываем партию и записываем свою игру под метроном. Затем создаем еще одну дорожку и придумываем партию второго синтезатора, импровизируя под аккомпанемент первой дорожки. MIDI-дорожек может быть неограниченное количество – столько, сколько потянет твой компьютер.

Совет

Чтобы настроить MIDI-дорожку для работы с виртуальным синтезатором, надо выбрать команду меню Devices/VST Instruments или нажать клавишу F11 на компьютерной клавиатуре. На экране появится окно VST Instruments. Затем щелкнуть в первой строке окна и в появившемся контекстном меню выбрать название синтезатора. При этом в окне проекта Cubase SX появляются новые служебные дорожки, позволяющие создавать кривые автоматизации параметров синтеза звука. Если служебные дорожки мешают на экране, можно свернуть (минимизировать), щелкнув на символе с изображением папки. Далее на панели инспектора или в листе дорожек надо щелкнуть по полю Out MIDI-дорожки и в контекстном меню выбрать нужный синтезатор. При этом в поле Prg (Программы) появится список готовых звуков (пресетов). После завершения этой операции ты можешь играть на MIDI-клавиатуре любым звуком, записывать свое исполнение на MIDI-дорожку и редактировать записанную партию.

В комплект поставки Cubase SX входят несколько виртуальных синтезаторов, самым интересным из которых является a1 (рис.4), написанный известной во всем мире компанией Waldorf. Он не имеет имитаторов «живых» инструментов, зато позволяет создавать массу оригинальных синтетических тембров – от басов до сложных «плавающих» пэдов заднего плана. Звучит a1 весьма конкурентоспособно, и при условии наличия качественной звуковой платы может легко поспорить с автономными синтезаторами. На компакт-диске, прилагающемся к журналу, ты можешь послушать демокомпозицию, созданную с помощью нескольких синтезаторов a1, и оценить качество звука самостоятельно. Дополнительные подключаемые модули синтезаторов устанавливаются в папку Vstplugins, которая находится в основной папке программы Cubase SX. После инсталляции они появляются в контекстном меню окна VST Instruments. Наиболее интересные виртуальные синтезаторы выпускают такие компании, как Native Instruments (Generator, Pro53, B4, Kontakt, FM-7 и др.), Spectrasonics (Atmosphere, Stylus, Trilogy), Lin Plug (Albino, Delta III и др.), DiscoDSP (Discovery) и Edirol – компьютерное подразделение фирмы Roland (VSC, Orchestral и Super Quartet). На компакт-диске журнала ты также можешь найти демокомпозиции, записанные с помощью синтезаторов Edirol – качество их звучания ничем не отличается от «автономных» инструментов Roland. Также много дополнительных виртуальных синтезаторов выпускает сама компания Steinberg (Plex, D’cota, Grand Piano, Halion, Xphrase и др.).

Назад на стр. 044-018-3  Содержание  Вперед на стр. 044-018-5