Издательский дом ООО "Гейм Лэнд"СПЕЦВЫПУСК ЖУРНАЛА ХАКЕР #44, ИЮЛЬ 2004 г.

Plug-in or not plug-in?

Денис Дубровский

Спецвыпуск Xakep, номер #044, стр. 044-032-2


Динамическая обработка

Главными устройствами динамической обработки сигнала являются компрессор и лимитер. С их помощью уменьшается разница между самым громким и самым тихим фрагментами записи. В результате звук становится субъективно ровнее, плотнее и насыщеннее. В записях, где «живые» инструменты соседствуют с синтезаторами и электронными ударными, на все дорожки «живых» инструментов обязательно навешиваются компрессоры. Иначе на фоне ровных партий синтезаторов и драм-машин некоторые фрагменты «живых» дорожек могут «проваливаться» по уровню, а другие фрагменты, наоборот, вылезать на передний план. За счет применения компрессора дорожка голоса или гитары становится такой же ровной, как и электронные дорожки, а вся фонограмма звучит цельно и выразительно.

Все подключаемые модули компрессоров разных производителей отличаются качеством работы, загрузкой центрального процессора и дизайном интерфейса. Однако принципы управления у них совершенно идентичны. На рис.1 представлен график изменения уровня сигнала на выходе компрессора в зависимости от уровня сигнала на его входе, иллюстрирующий принцип работы устройства. Самый главный параметр – это порог срабатывания (Threshold), который показывает уровень сигнала, при котором модуль начинает действовать. До этого уровня он пропускает сигнал без каких-либо изменений. После того как уровень сигнала превысит порог срабатывания, компрессор начинает уменьшать его на определенную величину, которая называется степенью компрессии (Ratio). У любого модуля компрессора ты найдешь соответствующий параметр. Если в какой-то момент времени уровень сигнала на выходе в два раза меньше уровня сигнала на входе, то говорят, что степень компрессии 2:1 (два к одному). Уменьшение в четыре раза дает степень 4:1. То есть степень компрессии показывает, насколько сильно прибор будет воздействовать на сигнал и уменьшать его динамический диапазон. Лимитером называется компрессор со степенью сжатия «бесконечность к одному» - сигнал никогда не превышает порогового уровня. Разумеется, при такой обработке падает общий уровень сигнала. Для его компенсации у любого компрессора/лимитера есть регулятор выходного уровня.

При финальной обработке фонограммы очень часто используются многополосные компрессоры – модули, которые позволяют раздельно управлять динамикой разных частотных полос. Например, можно «поджать» бас-барабан, не затрагивая всех остальных инструментов, или сделать плотнее среднечастотную область. По этому же принципу устроены и де-эссеры – модули для подавления шипящих согласных в вокальных дорожках. Резкие «с» или «ш» очень плохо сочетаются с пространственной обработкой, поэтому их аккуратно давят с помощью динамического фильтра, настроенного на работу с одной определенной частотной полосой. Например, для подавления активных свистящих «с» в мужском вокале де-эссер настраивается на подавления полосы в районе 4,5 кГц.

Среди многочисленных программ динамической обработки выделяются своим качеством подключаемые модули фирмы Waves из пакета All Waves Release 4.0. Вообще, эта фирма является одним из лидеров на рынке компьютерной обработки звука и выпускает подключаемые модули не только для программ, но и для дорогих профессиональных систем звукозаписи. В этом пакете есть как отдельные модули однополосных и многополосных компрессоров/лимитеров (C1, С4, LinMB, RComp и RVox) и де-эссеров (DeEsser и RDeEsser), так и комбинированные модули, у которых в одном окне содержится вся необходимая динамическая обработка (AudioTrack – рис.2 и RChannel). Также очень качественные алгоритмы компрессии имеет модуль TC Dynamics из пакета Native Essentials фирмы TC Works.

Назад на стр. 044-032-1  Содержание  Вперед на стр. 044-032-3