Издательский дом ООО "Гейм Лэнд"СПЕЦВЫПУСК ЖУРНАЛА ХАКЕР #44, ИЮЛЬ 2004 г.

Plug-in or not plug-in?

Денис Дубровский

Спецвыпуск Xakep, номер #044, стр. 044-032-3


Шумоподавление

При записи любых акустических и электрических музыкальных инструментов звук портится шумами и наводками. Шумит все: системный блок компьютера, холодильник на кухне, машины за окном – все эти шумы снимаются микрофоном. Наводки проникают в соединительные шнуры, в результате в записи появляется гул или вообще неожиданно начинает прослушиваться радио. Вокалисты очень любят "хмыкать" во время паузы между куплетами прямо рядом с включенным микрофоном, а гитаристы в паузах не могут сидеть абсолютно неподвижно, в результате чего их инструменты производят странные хлюпающие звуки. Для борьбы с этими бедами используют различные шумоподавители. А главным из них является гейт - пороговый шумоподавитель.

Рисунок 3 иллюстрирует работу гейта. Как и у компрессора, у него есть регулятор порога срабатывания. Только этот порог регулирует уровень, при котором открываются "ворота" и модуль начинает пропускать сигнал. Если же уровень сигнала не достиг этого порога, то в звуковом тракте стоит полная тишина - "ворота" закрыты. Серым цветом на рис.3 показан уровень шума в аудиотракте. Пользователь настраивает порог срабатывания таким образом, что шум не может открыть ворота. Но как только появляется полезный сигнал (например, вокалист начинает петь), его уровень быстро достигает порога, "ворота" открываются и пропускают сигнал. Но стоит вокалисту перестать петь, как уровень полезного сигнала очень быстро падает до порога срабатывания, и "ворота" снова захлопываются. Во время же пения полезный сигнал маскирует шумы, поэтому в результате работы гейта создается ощущение полностью "стерильной" записи.

Иногда для шумоподавления применяется устройство, которое называется экспандером. Оно представляет собой компрессор, который работает как бы наоборот: не уменьшает уровень сигнала, превышающего пороговый уровень, а увеличивает. Пороговый уровень экспандера настраивается на уровень, немного превышающий уровень шума, а общий уровень сигнала на выходе немного уменьшается. В результате получается, что полезный сигнал «вытаскивается» из шума, а последний становится почти неслышимым. При этом экспандер работает гораздо мягче гейта.

Еще один класс шумоподавителей называется денойзерами. Эти приборы представляют собой динамические фильтры, которые настроены на вырезание из сигнала всех гармонических составляющих шума. Сначала такие модули требуют предоставить им фрагмент с записью шума для его анализа и настройки фильтра. А затем они начинают вычищать всю фонограмму. При этом, если уровень звука высок, работа денойзера практически незаметна (шумы маскируются полезным сигналом). Но стоит уровню понизиться, как денойзер начинает работать достаточно активно. Недостатком денойзеров являются то, что они, несмотря на столь хитрый алгоритм работы, все-таки портят звук, ведь вместе с шумом вырезаются и полезные составляющие сигнала.

Назад на стр. 044-032-2  Содержание  Вперед на стр. 044-032-4