Издательский дом ООО "Гейм Лэнд"СПЕЦВЫПУСК ЖУРНАЛА ХАКЕР #44, ИЮЛЬ 2004 г.

Plug-in or not plug-in?

Денис Дубровский

Спецвыпуск Xakep, номер #044, стр. 044-032-6


В основе эффекта искусственной реверберации лежат очень сложные алгоритмы, ведь для полноценной имитации помещения надо учитывать и размеры стен и потолка, и материал, из которого сделаны отражающие поверхности (у разных материалов разный коэффициент отражения звука), и даже температуру и влажность воздуха (атмосферные условия влияют на скорость распространения звука). Но по этим алгоритмам работают именно простейшие контуры задержки. Искусственная реверберация очень важна в современной музыке, так как именно она позволяет создавать иллюзию различных пространств, приближать или удалять инструменты, а также насыщать звучание различных дорожек. Причем в электронной и авангардной музыке продюсеры пользуются реверберацией довольно смело: смешивают в одной композиции разные типы помещений, создают очень странные «пространства», ничем не напоминающие концертные залы, убирают прямые сигналы от инструментов, оставляя лишь размазанный реверберационный гул, и т.д. Иногда даже аранжировки специально рассчитываются на применение этого эффекта – по канонам традиционной музыки они выглядят примитивными, зато в обрамлении реверберации звучат очень хорошо (как у группы Enigma, например).

Также на эффекте задержки построен эффект хоруса. Это короткая задержка (от 10 до 50 мс), которая накладывается на основной сигнал практически без уменьшения уровня. Если этот эффект применить к вокальной дорожке, то создается ощущение, что поет не один человек, а два. Отсюда и пошло название. Хорус очень часто применяют с различными инструментами для того, чтобы сделать их звучание плотнее и выразительней.

Как и прочих модулей, хорусов, дилэев и ревербераторов написано очень много. Алгоритмы хорусов и дилэев достаточно просты, поэтому все они звучат вполне прилично. А среди ревербераторов выделяются Sonic Foundry Acoustic Mirror и Waves Rverb (рис.9). Однако первый из них очень требователен к ресурсам и даже на Pentium IV не работает в реальном времени при выставлении максимального уровня качества.

Модуляционные эффекты

Главные модуляционные эффекты – это фленджер, фазер и вибрато. Фленджерный эффект возникает, когда у задержанного сигнала в небольших пределах периодически меняется время задержки, то есть меняется фаза задержанного сигнала по отношению к прямому. В результате возникает очень странный эффект «скольжения» звука. Фленджер очень здорово украшает звук электрооргана или синтезатора. Довольно часто его используют и с гитарой. Фазер - это более хитрый эффект. Работает он так: у задержанного сигнала выделяется какая-то опорная частота, у которой изменяется фаза под управлением генератора низкой частоты. В результате возникает очень специфический эффект, особенно ярко проявляющийся в стереозвуке. А в эффекте «вибрато» генератор низкой частоты управляет изменением амплитуды или частоты основного сигнала. Все три эффекта встречаются среди подключаемых модулей довольно часто, а лучшие из них входят в состав пакетов DSP-FX фирмы Power Technology и All Waves Release 4.0.

Назад на стр. 044-032-5  Содержание  Вперед на стр. 044-032-7