Издательский дом ООО "Гейм Лэнд"СПЕЦВЫПУСК ЖУРНАЛА ХАКЕР #44, ИЮЛЬ 2004 г.

Plug-in or not plug-in?

Денис Дубровский

Спецвыпуск Xakep, номер #044, стр. 044-032-5


Другая группа тембральной обработки основывается на искажениях звука, которые возникают в перегруженном по входу ламповом усилителе. Это фузз (fuzz), дисторшн (distortion), овердрайв (overdrive) и их многочисленные клоны и модификации. Собственно, вся тяжелая музыка обязана своим рождением именно перегруженному гитарному усилителю. Кроме гитар, эти эффекты иногда используются с электроорганами и голосом. В цифровых подключаемых модулях, например, Sonic Foundry Distortion, разумеется, используется цифровое моделирование процессов, происходящих в ламповых усилителях. Также к этой группе примыкают различные «подогреватели» звука, которые придают цифровой записи теплый «аналоговый» характер звучания. Например, Antares Tube (рис.7).

Гармонические эффекты

Еще одна группа подключаемых модулей работает по принципу изменения высоты тона исходного сигнала: расстройка (Detune), сдвиг высоты тона (Pitch Shift) и гармонизация (Harmonize). Первый из этих трех эффектов получается при смешивании сигнала и его копии, у которой немного (в пределах нескольких центов - сотых долей полутона) изменена высота воспроизведения. При этом происходит уплотнение сигнала. Сдвиг высоты тона используют чаще всего для обработки вокальных дорожек, когда заставить исполнителя спеть точно ну никак нельзя. Фальшивые фрагменты режутся на мелкие куски, у каждого из которых высота тона дотягивается до нужного значения. Финальный результат, конечно, не блещет естественностью, но и не режет слух. Иногда на соседнюю дорожку записывают вокальную партию, спетую без фальши профессиональным певцом, и в местах правки высоты тона эту партию просто подкладывают к основной с меньшим уровнем для того, чтобы замаскировать неестественность работы алгоритмов. И, наконец, гармонизацию обычно используют для построения многоголосия. Этот эффект позволяет выстроить интервалы вверх и вниз от основного сигнала. Одним из лучших эффектов для исправления фальшивого вокала является Antares Auto Tune (рис.8). А среди гармонайзеров выделяются модули Ultra Pitch из пакета All Waves Release 4.0.

Пространственные эффекты

Самыми популярными пространственными эффектами являются дилэй (задержка) и реверберация. Первый создает иллюзию эха, а второй имитирует гул, возникающий в любом помещении при отражении звука от стен. Оба эффекта построены на микшировании сигнала и его задержанной на некоторое время копии. Сигнал, идущий по звуковому тракту, разделяется на две части. Первая часть проходит без каких-либо помех, а вторая поступает на дополнительный контур и задерживается там (как правило, время задержки регулируется в пределах от 50 мс до 5 с). После этого задержанный сигнал микшируется с основным, чаще всего с немного уменьшенным уровнем. Получается эффект однократного эха. Для получения многократного эха включается обратная связь, в результате чего сигнал начинает как бы крутиться в кольце, накладываясь на основной сигнал много раз. Это очень характерный эффект, который моментально "раздвигает" звуковое пространство и создает ощущение, что музыкальный инструмент находится в большом горном каньоне.

Назад на стр. 044-032-4  Содержание  Вперед на стр. 044-032-6