Издательский дом ООО "Гейм Лэнд"СПЕЦВЫПУСК ЖУРНАЛА ХАКЕР #50, ЯНВАРЬ 2005 г.

Экранная типографика

Степан Ильин aka Step

Спецвыпуск: Хакер, номер #050, стр. 050-008-1


(step@real.xakep.ru)

Набираем, оформляем и верстаем правильно

Главный принцип познания – от простого к сложному. Изучение секса начинается с “Камасутры”, освоение компьютера — с клавиатуры, постижение языка программирования – с синтаксиса. Дизайн в этом плане не исключение. Один из его базовых элементов – экранная типографика.

Типа, графика?

Для начала неплохо было бы разобраться с самим понятием “типографика”. Ты когда-нибудь работал в типографии или в издательстве? Есла да, то таких, как ты, немного, поэтому все-таки о специфике верстки печатных изданий рассказать нужно.

Итак, типографика – это графическое оформление печатного текста посредством набора и последующей верстки, а также проектирование внешнего вида печатного произведения. Понятие довольно растяжимое: С одной стороны к работающим в типографике относят себя вездесущие и суетливые авторы, наборщики текста, а также добрая братия редакторов, с другой стороны - команда художников-оформителей и иллюстраторов, проектировщиков шрифтов и, конечно же, верстальщиков.

Так же широко определение экранной типографики. Впервые этот термин стали употреблять после появления в продаже мониторов (время возникновения термина легко определить, правда?). Использовавшиеся до этого эпохального события методы верстки, шрифты и каноны оформления печатных изданий были жалкие. Опытные дизайнеры посмотрели на все это безобразие, позволили себе по одной скупой мужской слезе, почесали репу и решили, что с этим нужно что-то делать. Еще бы: кушать-то хочется :).

В чем фишка?

Так рождалась целая наука – экранная типографика, унаследовавшая кое-что от своей бумажной предшественницы, но несмотря на это во многих отношениях уникальная. На первый взгляд ее особенности не очевидны, значит, нужен второй взгляд.

Например, размер монитора и используемое на нем разрешение устанавливают целый ряд ограничений для виртуальной страницы, ее потенциального размера и пропорций. Дисплей – это не холст, и на нем кроме текста, иллюстраций и оформления должны постоянно отображаться элементы управления, без которых как без рук.

“Бумажные” шрифты содержат слишком много мелких элементов, имеют сложный рисунок, плохо выглядят на мониторе, не обеспечивают различий между символами при низком разрешении экрана, поэтому и не используются при подготовке печатных изданий на компьютере. Дизайн и эргономика шрифтов – это отдельный разговор, слишком длинный для такой статьи. Однако если ты всерьез решил заняться дизайном, то работать со шрифтами придется очень много. В серьезных проектах отделаться лишь Times’ами и Verdana не получится. Для конкретного заказа необходимо подобрать или разработать такой шрифт, который “влился бы” органично в стиль и концепцию дизайна.

Не последнюю роль играет разумное структурирование данных, грамотная компоновка теста и графических изображений, обеспечение эргономичности. Шаблоны, принятые в книгопечатании, далеко не всегда подходят для электронных изданий. Несмотря на то, что дизайн шаблонов не терпит, до сих пор существуют некоторые законы, не позволяющие дизайнеру превратить разрабатываемую веб-страничку в непонятную, хотя и оригинальную свалку гиперссылок, текста и иллюстраций.

Содержание  Вперед на стр. 050-008-2